Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Прорыва, скорее всего, не будет

Азербайджан попытаются заставить ограничиться "бумажной" победой

© коллаж ИноСМИобсе казахстан
обсе казахстан
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Саммит ОБСЕ в Астане, в котором будут принимать участие представители практически всех ведущих государств мира, кроме Китая, представляет интерес для Азербайджана исключительно по той причине, что на нем будет обсужден вопрос урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

До начала саммита ОБСЕ в Астане остаются всего сутки. Этот саммит, в котором будут принимать участие представители практически всех ведущих государств мира, кроме Китая, представляет интерес для Азербайджана исключительно по той причине, что на нем будет обсужден вопрос урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Но при этом надо учитывать и то, что это тот редкий случай, когда ведущие державы ради реализации собственных целей просто вынуждены учитывать позицию "меньших братьев" по международному сообществу. Таковы правила игры, когда все решения принимаются путем консенсуса. Проще говоря, применительно к конфликту вокруг Нагорного Карабаха Азербайджан и Армения теоретически могут сорвать принятие заключительного заявления саммита, основные положения которого, скорее всего, давно согласованы между такими ведущими игроками, как США, Россия и страны Евросоюза. Остаются "мелочи" вроде урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Но эта ложка дегтя может испортить бочку меда, приготовленного ведущими державами "для потребления" международному сообществу.

"Почетную миссию" не допустить подобного развития событий добровольно взяла на себя Россия, притом на самом высоком уровне. Выше просто не бывает, по крайней мере, формально. В течение месяца, предшествующего саммиту, президент России организовал встречу между главами государств Армении и Азербайджана, а министр иностранных дел РФ по поручению Дмитрия Медведева дважды свел за столом переговоров коллег конфликтующих сторон.

Именно поэтому сопредседатели Минской группы ОБСЕ, получив соответствующие "инструкции" в Москве от министра иностранных дел России Сергея Лаврова, посетили столицы конфликтующих стран буквально накануне саммита.

Однако, по некоторым сопутствующим признакам, можно предположить, что все еще не согласован окончательный вариант пункта заявления саммита ОБСЕ, связанного с урегулированием армяно-азербайджанского конфликта. Во-первых, пока что ни сопредседатели, ни конфликтующие стороны не выступили с традиционными заявлениями по итогам визита сопредседателей МГ ОБСЕ.

Во-вторых, до сих пор не объявлен формат предстоящей встречи президентов Азербайджана и Армении на саммите ОБСЕ в Астане. Ведь заранее в качестве возможного был анонсирован вариант встречи в формате "2+3", то есть с участием президентов России, Франции и госсекретаря США Хиллари Клинтон. Однако до сих пор стороны не подтвердили, что встреча состоится именно в данном формате, но и не заявили об отказе от него.

Все дело в том, что такие важные персоны, как Д.Медведев, Н.Саркози и Х.Клинтон, в рамках саммита ОБСЕ не могут позволить себе выделить время для участия в очередной "рядовой" встрече президентов Азербайджана и Армении. Одним словом, все говорит о том, что консультации по согласованию окончательного варианта пункта заключительного заявления саммита ОБСЕ по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха будут продолжаться до последнего момента.

Такой вывод можно сделать и по заявлениям высокопоставленных официальных лиц ОБСЕ.

Для урегулирования нагорно-карабахского конфликта необходим конструктивный подход и дух с обеих сторон, чтобы можно было достичь мира в этом регионе, и это задача Минской группы и председателя ОБСЕ. Об этом заявил 28 ноября на пресс-конференции в Астане генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо.

"Подошло время повернуть страницу, чтобы две соседние страны могли жить в атмосфере дружбы и сотрудничества. Необходимо разрешить нагорно-карабахский конфликт", - заявил де Бришамбо.

По словам вице-министра иностранных дел Казахстана Константина Жигалова, который также принимал участие в пресс-конференции, представители Казахстана с начала его председательства в ОБСЕ посетили зоны затяжных конфликтов.

"Мы последовательно посетили Азербайджан, Армению и Грузию, придавая большое значение этому вопросу", - сказал К.Жигалов, отметив, что очень непросто продвигается обсуждение проблемы по некоторым вопросам, хотя по ряду направлений удалось сделать многое. Как он считает, существенную роль в урегулировании нагорно-карабахского конфликта играет Минская группа, и представители Минской группы уже прибыли в Астану и активно работают над тем, чтобы найти удовлетворяющие всех формулировки по затянувшемуся конфликту.

"Я надеюсь, что за оставшиеся дни нам тоже удастся прийти к консенсусным формулировкам, так как все страны-члены ОБСЕ понимают, что нам необходимо повысить потенциал в раннем урегулировании конфликтов. Мы будем стремиться к определенным попыткам внести позитивный вклад, чтобы нагорно-карабахский вопрос нашел правильное отражение в документах саммита, и надеяться, что нам это удастся", - заключил К.Жигалов.

"Ожидаю от саммита ОБСЕ в Астане импульса для разрешения нагорно-карабахского конфликта". По информации командированного в столицу Казахстана корреспондента АПА, об этом заявил директор Центра ОБСЕ по предотвращению конфликтов Герберт Зальбер на брифинге в Астане. Он отметил, что саммит дает возможность решить проблемы затяжных конфликтов: "Во встрече в верхах примут участие президенты Азербайджана и Армении. Насколько я знаю, будут встречи на высоком уровне, включая встречи с участием президента Казахстана. Таким образом, можно обсуждать эти вопросы. Но мне кажется, нужно быть реалистами в отношении этого конфликта". Г.Зальбер отметил, что от саммита можно ожидать шагов вперед по созданию рамочных условий для разрешения конфликта: "Однако стороны конфликта должны сами принять решение. ОБСЕ может только помочь, для этого имеется специальный формат - Минская группа".

Да и сами сопредседатели по возвращении из Еревана в Баку, по сути, открытым текстом подтвердили, что окончательное решение будет принято в Астане.

"Встречи в Ереване прошли в нормальном и деловом ритме. Мы обсудили вопросы подготовки к саммиту в Астане. Здесь намечена деловая встреча. Отсюда мы отправимся в Астану", - заявил, как сообщает ANS TV, в беседе с журналистами в Международном аэропорту имени Гейдара Алиева прибывший из Еревана в Баку посредник Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта от России Игорь Попов, комментируя встречи в Армении.

Российский сопредседатель коснулся вопроса об участии в саммите ОБСЕ президента Армении Сержа Саркисяна: "Считаем, что президенты Азербайджана и Армении примут участие в саммите. Чтобы узнать итоги, мы должны ждать встречу в Астане. Вопрос о том, в каком формате пройдет встреча, является темой обсуждений. Предполагаю, что итоги будут известны в преддверии встречи".

Между тем экс-министр иностранных дел Армении, основатель Фонда Civilitas Вардан Осканян в материале "Выпрямление "Кавказского круга" дал детальный анализ своего видения развития ситуации относительно разрешения карабахского конфликта на саммите ОБСЕ в Астане.

Как сообщает 1news.az со ссылкой на Armenia Today, В.Осканян считает неслучайным то, что десятилетний промежуток между саммитами ОБСЕ (предыдущий был в 1999 году в Стамбуле) совпадает с повторным выходом России на мировую арену в качестве глобального "игрока" после шока от распада Советского Союза.

"Восстановление России стало причиной ряда разногласий внутри ОБСЕ - единственной панъевропейской и трансатлантической организации, в которую входят и страны "старой" Европы, и постсоветского пространства. По вопросам, связанным с проблемой выбора способа контроля в рамках Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), у 56 стран-участниц нет единого мнения. Хуже всего то, что существует серьезная напряженность между Россией и остальными странами по многим вопросам, в том числе новым, касающимся построения альтернативной системы безопасности, которая, по мнению президента России Дмитрия Медведева, может быть помещена под "зонтик" ОБСЕ", - пишет В.Осканян.

"Значительное противоречие по поводу самого саммита, а также незначительность соглашений, подготовленных для заключения в Астане, делают проведение этого саммита формальным только для "галочки". При отсутствии заранее подготовленных результатов делегации и их руководители будут искать положительную историю для предоставления миру - в человеческой, экономической областях или области обеспечения безопасности в ОБСЕ", - отмечает экс-министр.

"Такой поиск может привести только к единственному конфликту в ОБСЕ, к которому эта организация имеет непосредственной отношение, - это спор между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха. ОБСЕ выступает посредником при сопредседательстве Минской группы (правительства Франции, России и США) в самом взрывоопасном из всех конфликтов и самой реальной угрозе безопасности на Кавказе", - считает В.Осканян.

"Силы сторон этого конфликта не являются настолько неравными, чтобы это могло привлечь внимание мирового сообщества, как в случае войны Грузии с Россией. Однако, принимая во внимание альянс Армении с Россией и тесные связи Азербайджана с Турцией, "вспышка" в Карабахе может серьезно обострить ситуацию в регионе. Возможно, именно поэтому речь шла о проведении в Астане переговоров с участием президентов России и Франции, государственного секретаря США и президентов Армении и Азербайджана. Такая перспектива представляет собой как значительную возможность, так и серьезный риск", - отмечает В.Осканян.

"Именно поэтому такая встреча ни разу не проводилась на протяжении 20 лет конфликта. Встреча президентов является прежде всего заключительным этапом переговорного процесса и должна привести к реальному, жизнеспособному результату. В противном случае может оказаться так, что никакое количество переговоров не сможет разрешить ситуацию на Кавказе - подрывая ограничения, сдерживающие страны от еще одной попытки разрешения ситуации с помощью военной силы.