Совсем недавно об этой компании знали лишь эксперты энергетического рынка. Впрочем, нашим читателям TelDaFax знакома еще с начала века. С этим брендом ассоциируются фантастически низкие телефонные тарифы, потрясшие рынок связи Германии в те времена.
Однако успеха среди телефонных абонентов дерзкой компании из провинциального Тройсдорфа показалось мало. И она решила попробовать себя в роли продавца электричества. Тут-то ее и поджидали приключения...
Все дело в том, что самые горячие страсти кипят в самых банальных, на взгляд дилетанта, уголках человеческой деятельности. Строительство, утилизация мусора, связь, фармацевтика – именно здесь бьется нерв настоящей жизни. На фоне страстей вокруг регистрации на Украине, к примеру, нескольких немецких популярных медпрепаратов история с контрабандными украинскими танками в Сомали представляется детской считалкой.
Но королева страстей – энергетика! И нечего удивляться, что доступ к королеве стерегут, как охраняли бы входную дверь рая.
Статистика говорит, что каждая проживающая в Германии семья платит за электричество около 800 евро ежегодно. Страна у нас немаленькая, и рынок продаж электроэнергии физическим лицам сильно зашкаливает за 30 миллиардов евро в год.
Долгое время он был разделен между четырьмя гигантами продаж, мы с вами безропотно платили за киловатт-час столько, сколько определяли их чиновники, и не жужжали. Однако под давлением ЕС рынок либерализовали. Невнятное это слово означает, что право нести нам свет стало доступно практически каждому желающему. На деле же за целых 12 лет после открытия рынка для частных независимых компаний всего лишь 12 его процентов принадлежит им. Одной из них, и самой, пожалуй, неуемной, стала компания TelDaFaх. Начав электрический бизнес в 2007 году и имея план набрать 64 000 клиентов, она за кратчайший срок перевыполнила его в 5 раз.
Как это удалось? Да самым желанным для нас, простых потребителей, способом: небывалым снижением цен. Как в свое время и на поле телефонных тарифов, TelDaFaх просто сломала все барьеры.
Вспомните, как было в середине 90-х: за минуту разговора между Берлином и Москвой монополист «Телеком» требовал с абонента 3 марки. Иногда его пробивало на доброту – и он бросал нам с барского плеча небывалый тариф, полторы марки за минуту. Но лишь когда на рынок пришли независимые компании, потребители узнали, что одна минута разговора между Берлином и Москвой закупалась «Телекомом» всего за 2-3 пфеннига. Конечно, минуты эти он закупал десятками миллионов. Но все равно размер прибыли монополиста заставил бы продавцов наркотиков требовать доплаты от социала.
Конечно, в продаже киловатт-часов таких ножниц нет. Тем не менее возможности для привлечение потребителя существуют в изобилии. Ими и воспользовалась молодая компания.
К лету число ее клиентов перевалило за 700 тысяч. (Среди них, кстати, около 70 тысяч – русскоязычные. Так как TelDaFaх, помня об успешных телефонных временах, завел и на этом направлении специальный «русский» отдел.)
Примерно с этого момента TelDaFaх стал объектом пристального внимания.
– Любая компания на старте своей деятельности, а именно с такой точки зрения следует рассматривать TelDaFaх на рынке сбыта электроэнергии, – поясняет одна из высокопоставленных сотрудниц TelDaFaх, – терпит первое время убытки, обусловленные затратами на развитие компании, завоевание новых клиентов, рекламу. Иногда этот период проходит менее болезненно, иногда – достаточно сложно. TelDaFaх был взят под наблюдение заинтересованными лицами, стал желаемым объектом. А ведь есть только два пути: компанию, стремительно появившуюся на рынке, можно либо купить, либо разорить...
Если у кого-то период становления на рынке действительно проходит безболезненно, то TelDaFaх не в их числе. Как только TelDaFaх встала в ряд серьезных игроков рынка, противодействующие силы на нее обратили недоброе внимание. По мнению экспертов, не без влияния внешних сил вдруг сбежал с украденными документами (базой данных) один из членов правления. Другой высокопоставленный сотрудник оказался в далеком прошлом замешанным в каких-то махинациях и был осужден. Но главное, что злые языки наводнили рынок слухами – TelDaFaх не успешная, энергичная, растущая компания, а банальная пирамида. Слухи эти совпали с пиком кризиса, и банки стали перекрывать компании финансовый кислород. Казалось, еще немного – и «тройсдорфское чудо» свалится незрелым яблочком прямо в руки могучих конкурентов.
Пойди сюжет по такому сценарию, мы с вами никогда не узнали бы об этой драматической истории. Кто-то из гигантов сглотнул бы выскочку, ухмыльнулся бы про себя, поднял цены сотням тысяч клиентов TelDaFaх, да и стал бы жить-поживать, добра наживать.
Но TelDaFaх решил, как говорится, пойти другим путем – продать 75% своих акций и продолжить борьбу на рынке уже с новым инвестором во главе.
Беда в том, что для продажи, как и для любви, требуются двое. Найти партнера в Германии, или даже в ЕС, компания шансов имела немного: с четверкой гигантов ссориться себе дороже. А гиганты вряд ли бы получили разрешение антимонопольного комитета на покупку бывшего конкурента. Гораздо комфортнее конкурента разорить и подобрать оставшихся без поставщика клиентов. Вот тогда в TelDaFax вспомнили, что, кроме Запада, есть и другие стороны света. С этого момента у компании и начались настоящие приключения...
Конечно, читатель уже догадался, что без руки Москвы заварить такую кашу невозможно. Рука эта и появилась. Москвы ли, самых ли окраин? Нам с вами, в общем, это не так уж и важно. Главное, что появился так называемый русский инвестор. Предложил достойную цену и отличные перспективы. Сделка встала на рельсы и понеслась. Но в конце октября на ее пути произошел взрыв.
За три дня в конце октября в немецких СМИ вышло в свет около 140 публикаций о компании TelDaFaх. Значительная часть из них – негативные. Кроме этого, выяснилось, что офис компании просто набит устройствами прослушивания, телефоны высокопоставленных сотрудников – под полным контролем, база данных скопирована, ряд важнейших документов просто украден... И все это осуществляется отнюдь не госструктурами, а частными компаниями. Более того, те, кто шпионят, вовсе не скрываются – дают интервью. В итоге сделка оказалась под угрозой срыва, а TelDaFaх на грани кризиса. И только невероятная стойкость компании и доверие русского инвестора позволили переломить ход событий и направить их к лучшему. В итоге в середине ноября прирост новых клиентов вышел на уровень докризисного.
Слушая эти и множество других детективных подробностей, я, сидя в своем берлинском кабинете, нервно оглядывался: в Германии ли это происходит? Неужели «русский инвестор» стал в наши дни тем, чем была в середине 90-х в Германии «русская мафия»: злой силой, на которую можно списать любую беду и против которой все средства хороши?