После развенчания Никитой Хрущевым «культа личности» Сталина на XX съезде партии в феврале 1956 года, политическая и культурная жизнь в Советском Союзе претерпела многочисленные изменения. Одним из первых фильмов, появившихся в рамках такой «оттепели», стала музыкальная комедия Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» (1956), в которой снималась Людмила Гурченко, скончавшаяся от остановки сердца в возрасте 75 лет.
21-летняя Гурченко сама создала некий «культ личности» своей сверкающей игрой энтузиастки-комсомолки (члена организации советской молодежи), которая разрабатывает план веселого и нескучного нового года в «доме культуры». Она выступает против напыщенного бюрократа средних лет, который планирует превратить праздник в серьезное и носящее образовательный характер событие, вставляя в шоу коммунистические лозунги. Уставшая от фильмов эпохи социалистического реализма, которые были призваны прославлять революцию и коллективный труд, публика, изголодавшаяся по комедиям и мюзиклам, стекалась на «Карнавальную ночь», а Гурченко со своим мелодичным и мягким юным лирическим сопрано – советский эквивалент Джейн Пауэлл, субретки киностудии MGM – стала сверхпопулярной.
Родившаяся на Украине, где большая часть ее детства прошла в условиях немецкой оккупации, Гурченко переехала в Москву в 1954, чтобы пойти учиться во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), на курс Тамары Макаровой. После своего триумфа в «Карнавальной ночи» Гурченко отправилась в поездку по России с представлением, включавшим песни из фильма. Однако в то же время среди партийного руководства началось бурчание по поводу того, что стиль Гурченко был «слишком западным и слишком выбивался из светских стандартов», при этом забывалось, что одним из любимых фильмов Сталина был мюзикл «Веселые ребята» 1934 года. Вдобавок, газеты обвинили Гурченко в том, что она берет деньги у поклонников в дополнение к своей государственной зарплате, потом был поставлен под вопрос ее патриотизм, когда она отказалось стать информатором КГБ.
Как следствие, ее новый фильм, «Девушка с гитарой» (1958 год), не получил столь широкого распространения в кинотеатрах, которого заслуживал, лишив большую часть общественности живого, задорного, красочного музыкального фильма, полного великолепных номеров, в котором Гурченко играет симпатичную молоденькую сотрудницу московского музыкального магазина, которая очаровательно исполняет несколько песен. Следующие двадцать лет она снималась, в основном, играя роли второго плана в десятках несущественных фильмов, включая комедии, которые с юмором критиковали отдельные элементы бюрократической коммунистической системы, не затрагивая ее основ. Однако, ее слава поющей звезды выросла из ее различных выступлений на сцене и музыкального мини-телесериала «Соломенная шляпка» (1974 год). Наконец, в конце 1970-х годов Гурченко начала получать роли в фильмах, достойных ее таланта. Уже у сорокалетней, у нее появился новообретенный авторитет, при этом она по-прежнему сохраняла долю своего девичьего очарования.
К сожалению, первый фильм ее самого полноценного творческого периода в карьере, «Двадцать дней без войны» Алексея Германа (1976 год), в котором она сыграла ложно оптимистичную бывшую жену военного корреспондента, был запрещен в брежневскую эпоху стагнации, в основном из-за своей антивоенной тематики, которая подчеркивала разницу между теми, кто участвовал в боях, и теми на родине, кому требовались романтические и героические иллюзии. К тому времени, когда он был выпущен в 1981 году, Гурченко вышла на международный уровень, снявшись в идущей три с лишним часа эпической картине Андрея Кончаловского «Сибириада» (1979 года), в которой описывалась жизнь двух семей, одной богатой и одной бедной, в сибирской деревне в период с 1909 по 1969 год. Картина завоевала специальный приз жюри на Каннском кинофестивале, в ней также снимался Никита Михалков (брат Кончаловского, сам актер и режиссер), который играл колоритного нефтяника, влюбившегося в свободомыслящую Гурченко из более богатой семьи.
Михалков потом снимал Гурченко в фильме «Пять вечеров» (1979 год), по мотивам одноименной пьесы Александра Володина 1959 года, в котором она сыграла роль одинокой женщины среднего возраста, к которой приходит человек, с которым у не были романтические отношения до того, как разразилась война. Их попытка возродить отношения тянется пять вечеров, преисполненных разоблачений и откровений и различных перипетий. Разочарованная и отрезвленная, в какой-то момент она произносит: «Я больше не верю слепо», в отношении ранее жестких коммунистических взглядов своей героини.
В 1983 году, спустя год после смерти Брежнева, Гурченко получила звание Народной артистки Советского Союза, высшей чести, которой мог быть удостоен актер. В тот же года она снялась в фильме «Рецепт ее молодости» (1983 год), снятый по мотивам пьесы Карела Чапека «Средством Макропулоса», в котором она сыграла знаменитую певицу, которая, при помощи тайного рецепта, смогла прожить более трехсот лет и сохранить свою красоту. По иронии судьбы, стало известно, что сама Гурченко сделала себе несколько подтяжек.
В то же время она воссоединилась с Рязановым, который, со времен «Карнавальной ночи», стал самым успешным и плодовитым режиссером комедий в стране. В том же 1983 году Гурченко снялась в его фильме «Вокзал для двоих». Роль дерзкой официантки в привокзальном кафе, которая вступает в романтические отношения с одним из своих клиентов, остается одной из самых запоминающихся в ее кинонаследии.
Она продолжала выступать на сцене, сниматься в кино и участвовать в телевизионных проектах и в возрасте 70 с лишним лет. В 2000 она получила орден «За заслуги перед отечеством IV степени» (ордена III и II степеней присуждаются лишь нескольким особо выдающимся личностям, а I степень формально принадлежит действующему президенту (Так в тексте. На самом деле у Гурченко имеются ордена «За заслуги перед отечеством» всех степеней, кроме первой - прим. перев.)). У Гурченко остался ее пятый муж, Сергей Сенин, и дочь Мария от первого брака.
Людмила Гурченко, актриса, певица; родилась 12 ноября 1935 года; умерла 30 марта 2011 года