Если бы в Вашингтоне в эти дни вручалась награда за худшую идею, на нее было бы немало достойных претендентов, однако я бы лично поставил на предложение дать русским право решать за нас, можем ли мы сбивать летящие к цели ракеты.
Кому такое могло прийти в голову? Судя по всему, администрации Обамы. В ответ на это на прошлой неделе 39 сенаторов республиканцев послали президенту письмо, в котором потребовали от него письменных гарантий того, что он не даст России такого «права красной кнопки». Они также просят гарантировать, что администрация не предоставит России доступ к американской информации, связанной с противоракетной обороной, «включая данные систем раннего обнаружения, распознавания, сопровождения, нацеливания, данные телеметрии, данные сенсоров, общую оперативную картину, а также американские технологии противоракетной обороны с использованием ракет-перехватчиков».
Как дело дошло до таких писем? В последние месяцы, администрация Обамы в рамках своей политики по «перезагрузке» отношений США и России предлагает интегрировать Кремль как в американскую, так и в натовскую системы противоракетной обороны. В прошлом месяце заместитель госсекретаря по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности Эллен Таушер (Ellen Tauscher) заявила, что администрация «хотела бы начать совместную аналитическую работу, проводить совместные учения и делиться данными систем раннего обнаружения, так как это может послужить основой для создания совместной системы ПРО».
В этом месяце российский вице-премьер Сергей Иванов заявил, что его правительство в принципе одобряет идею такого сотрудничества, но «настаивает на одном» - на праве контролировать «красную кнопку, запускающую противоракету». 39 республиканским сенаторам эти требования чрезмерно показались наглыми. Какими они показались президенту Обаме и его специалистам по национальной безопасности пока неизвестно.
В своем письме сенаторы республиканцы во главе с сенатором от Иллинойса Марком Кирком (Mark Kirk) сделали также и более общее заявление: «Ни один американский президент не должен позволять зарубежной стране диктовать, когда и как Соединенные Штаты будут защищать себя и своих союзников. С нашей точки зрения, вообще любое соглашение, которое позволяет России влиять на оборону Соединенных Штатов или наших союзников, не говоря уже о «красной кнопке» или праве вето, - это ошибочный шаг администрации».
Они также отмечают, что Россия «не прекратила поддержку ядерных программ таких стран, как Иран и Сирия, и поставку им современных вооружений». В конце письма сенаторы просят президента «ознакомить Конгресс с материалами о сотрудничестве по противоракетной обороне, которые были предоставлены России, и которыми Госдепартамент и министерство обороны отказываются поделиться».
Сенатор Кирк также подготовил доклад, посвященный «контексту» предполагаемой готовности администрации ознакомить Кремль с «некоторыми из наших наиболее секретных технологий, и дать ему доступ к нашим разведданным и системам их сбора».
«Подпускать русских к наиболее важным элементам нашей обороны крайне рискованно – указывает сенатор. - Это может привести к фатальной уязвимости… Получение Россией доступа к секретной американской информации подорвет национальную безопасность Соединенных Штатов».
Кирк приводит десяток недавних случаев направленного против США шпионажа со стороны России и примерно столько же случаев оказания Россией помощи попыткам Ирана разработать баллистические ракеты. Вдобавок «в рамках содействия Ирану в строительстве реактора в Бушере Россия, по данным Исследовательской службы Конгресса, помогла подготовить для этой страны около 1500 атомщиков».
Короче говоря, Россия помогает Ирану разрабатывать ядерное оружие и ракеты для нанесения ударов по врагам, список которых возглавляет Америка – «Большой Сатана», —одновременно «настаивая», чтобы США дали ее чиновникам— например, бывшему офицеру КГБ Владимиру Путину — право решать, могут ли американцы защищать себя и своих союзников от ударов Ирана.
Если президенту Обаме такая идея тоже кажется абсурдной, и он добивается не этого, ему следует об этом заявить. Достаточно будет краткого письма. Думаю, по меньшей мере, 39 сенаторов будут с нетерпением его ждать.
Одно небольшое дополнение: В 1995 году известный астрофизик Лоуэлл Вуд (Lowell Wood), причастный к проекту Стратегической оборонной инициативы и работавший в Ливерморской национальной лаборатории имени Лоуренса (Lawrence Livermore National Laboratory), предложил другую модель международного сотрудничества - «глобальную систему противоракетной обороны, основанной на базирующихся в космосе перехватчиках, в рамках которой каждая из участвующих в ней стран сможет независимо от прочих сбить ракету, запущенную откуда угодно и направленную куда угодно, однако ни одна из стран не сможет отменить или отложить перехват, если его санкционировала другая страна».
Другими словами, у всех стран-участниц такой программы будет право защищаться, однако ни у кого не будет «красной кнопки», оставляющей другую страну беззащитной. Эта интересная идея— глобальный космический противоракетный зонтик — в свое время осталась незамеченной. Почему бы президенту сейчас к ней не вернуться?
Клиффорд Мэй - президент Фонда защиты демократий (Foundation for Defense of Democracies), политического института, специализирующегося на борьбе с терроризмом и исламизмом.