Москва — Это наполовину банкомат, наполовину RoboCop. Он возьмет ваши отпечатки пальцев, проверит вас на детекторе лжи, а затем, возможно, выдаст немного денег.
Если это звучит для вас, как идея старого КГБ, вы недалеки от истины.
Передовые технологии распознавания голоса и анализа, встроенные в новые банкоматы, были разработаны Центром речевых технологий (ЦРТ), российской компанией, среди клиентов которой ФСБ, МВД и десятки других правоохранительных клиентов по всему миру. Технологии проходят испытания в государственном Сбербанке, крупнейшем в России розничном банке.
В пятничном пресс-релизе Сбербанк заявил, что новые машины, которые будут со временем установлены в отделениях банка и торговых центрах по всей России, станут первыми в своем роде в мире, способными распознавать мошенничество с помощью широкого спектра высокотехнологичных приборов.
«Банкомат будущего», как назвал его Сбербанк, будет в состоянии сканировать паспорта, записывать отпечатки пальцев, а также выполнять распознание лиц с помощью 3D-сканирования.
Голосовые технологии, разработанные ЦРТ, позволят машине говорить с клиентом на простом русском языке, распознают его или ее уникальный «отпечаток голоса» и проверят уровни голоса на признаки нервозности, гнева или обмана.
В отличие от стандартного банкомата машина будет иметь возможность обрабатывать различные банковские операции, для чего обычно требуются служащие, в том числе сможет рассматривать обращения по выдаче кредитов и кредитных карт.
Критики предупреждают, что новые машины вызывают множество острых вопросов с точки зрения конфиденциальности, последствия которых должны быть изучены внимательно, прежде чем Сбербанк запустит супербанкоматы для общественного пользования.
«Я не в восторге от этой идеи, — говорит Павел Медведев, заместитель председателя комитета Госдумы по кредитным и финансовым учреждениям. — В таких делах, как это, дьявол кроется в деталях».
Но Алексей Хитров, директор по стратегическому развитию ЦРТ, говорит, что многие из технологий распознавания голоса, в которые его компания вносит свой вклад, уже широко распространены на Западе и быстро распространяются, потому что они чрезвычайно удобны.
«Распознание речи должно быть разработано отдельно для каждого языка, и мы сделали это для русского, но оно давно используется для английского, — говорит он. — Способность идентифицировать голос человека – который столь же уникален, как и отпечатки пальцев – это очень полезно, как и возможность распознавания эмоциональных колебаний в речи человека. Важно знать, клиент расстроен или зол».
Система использует базы данных правоохранительных органов для проверки реакции потенциальных клиентов на вопросы типа «вы работаете» или «у вас есть непогашенные кредиты», чтобы определить правдивость ответов.
«Мы не нарушаем конфиденциальности клиента, — сказал журналистам старший вице-президент Сбербанка Виктор Орловский. — Мы не забираемся в мозг клиента. Мы не вторгается в его личную жизнь. Мы просто пытаемся определить, говорит ли он правду. Я не вижу никаких причин для беспокойства».
Но Дмитрий Орлов, вице-президент Первого республиканского банка, конкурента Сбербанка, не уверен, что российские клиенты готовы к тому уровню вмешательства, который принесут новые машины.
«По моему опыту, когда люди просят кредиты, они предпочитают говорить с человеком, и в конфиденциальном порядке, — говорит он. — Эти новые технологии принесут совершенно новые правила, и я думаю, что это напугает определенное количество людей».