Одна из главных бед азербайджанского общества заключается в том, что наши госчиновники страстно желают, чтобы население страны жило в соответствии с мировыми тарифами и расценками.
С самого начала отметим, что мы оставим в стороне вопросы о жизни самих государственных чиновников, в том числе о роскошных виллах на берегу Каспия, каким-то чудесным образом строящихся на заработную плату, и переключимся на простых смертных, необлаченных тяжким бременем власти.
По подсчетам экспертов ООН, зарплата ниже 3 долларов в час недопустима, так как приводит к разрушению трудового потенциала экономики. Например, минимальная почасовая оплата труда в США колеблется от 7 до 11 долларов, в Греции - около 5 долларов в час (Lenta.ru). То есть, в соответствии с подсчетами ООН, в месяц при пятидневной восьмичасовой рабочей неделе минимальная заработная плата должна быть не менее 528 долларов в месяц. В США этот уровень соответственно составляет от 1232 до 1936 долларов в месяц.
Однако в Азербайджане, по официальным данным, среднемесячная заработная плата даже не доходит до минимума, определенного ООН, - того самого, разрушающего трудовой потенциал страны. Среднемесячная номинальная заработная плата в Азербайджане в январе-мае 2011 года составила 349,6 маната (по курсу Центрального банка Азербайджана, на 17.06.2011 составляет менее 444 долларов - прим. авт.), что на 11,4% превышает показатель аналогичного периода прошлого года, сообщили агентству «Интерфакс-Азербайджан» в Госкомитете по статистике. Согласно данным Госкомстата, наиболее высокая заработная плата наблюдается у лиц, занятых в сфере добывающей промышленности, финансовой и страховой деятельности, в сфере административных и вспомогательных услуг, в сфере связи и информации, научной и технической деятельности, строительстве. Среднемесячная заработная плата лиц, занятых в компаниях и различных организациях на внештатной основе, составляет 180,5 маната, заработная плата, занимающихся по договорам гражданско-правового характера, - 328,2 маната. По данным статистики, на 1 июня 2011 года статус безработных в республике имеют 40,034 тыс. человек, из которых 43,1% - женщины. На начало июня пособие по безработице в Азербайджане получают 2,4 тыс. человек, средний размер пособия по безработице равен 178,7 маната.
Конечно же, учитывая то, каким образом наши статистики рапортуют о росте заработной платы в стране, становится неудивительным и заявление министра транспорта Зии Мамедова. А заявление это, собственно, полностью соответствует духу наших госчиновников - уровень благосостояния населения вырос, а значит, можно дать «зеленый свет» росту цен на общественный транспорт.
Для начала заметим, что по поводу желаний З.Мамедова все еще не высказались в Тарифном совете страны.
При этом сразу возникает резонный вопрос: как в случае увеличения цен на общественный транспорт азербайджанское правительство собирается удержать инфляцию в рамках однозначного показателя? Пока реально существует передышка, что связано с наступлением лета и снижением цен на продовольственные товары.
Дефляция в Азербайджане в мае 2011 года по сравнению с апрелем текущего года составила 0,4%, сообщили агентству «Интерфакс-Азербайджан» в Государственном комитете по статистике. Цены на продовольственные товары в мае подешевели на 0,9%. В отчетном месяце подорожала мясная продукция на 0,7%, фрукты - на 0,5%, чай, кофе, какао - на 0,3%, спиртные напитки - на 0,1%. В то же время в мае цены на рыбную продукцию подешевели на 0,8%, на молочную продукцию, сыр и яйца - на 1%, овощи - на 6,7%.
Цены на непродовольственные товары и на услуги в мае по сравнению с апрелем не изменились. В Баку в мае дефляция составила 0,7%. При этом в столице цены на продовольственные товары в отчетном месяце понизились на 1,4%, цены на непродовольственные товары и услуги не изменились. Согласно данным Госкомстата, среднегодовая инфляция в Азербайджане в мае 2011 года составила 8,9%, в том числе по продовольственным товарам - 12,7%, непродовольственным - 2,9%, услугам - на 4,9%. На 2011 год правительство Азербайджана прогнозирует среднегодовую инфляцию на уровне до 7%. Как сообщалось ранее, среднегодовая инфляция в Азербайджане в 2010 году составила 5,7%.
Однако, в случае роста цен на общественный транспорт, в Азербайджане начнется цепная реакция, которая повлечет за собой рост цен на все виды товаров.
Одним из факторов данного роста является, безусловно, продолжающийся процесс монополизации азербайджанского рынка. В этом смысле всегда особо отличалось Министерство транспорта, которое в очередной раз на законодательном уровне будет способствовать росту цен.
Вновь обратимся к заявлениям министра. Для удовлетворения потребностей города Баку в такси достаточно наличия около 3500 автомобилей, сказал в четверг Зия Мамедов. По словам министра, в настоящее время в Баку официально зарегистрировано около семи тысяч такси. Однако их общее количество (вместе с теми, кто работает без лицензий) составляет около 15 тысяч.
Ввод в эксплуатацию новых автомобилей такси преследует цель оказания качественных услуг в сфере общественного транспорта. Новая служба такси имеет прозрачные фиксированные тарифы и предоставляет качественные услуги по перевозке пассажиров. Ранее в Азербайджан прибыла первая партия автомобилей London Taxi TX4 фиолетового цвета, предназначенных для работы в Баку. Всего в рамках контракта предусмотрена поставка 1000 единиц этих автомобилей. Для развития программы Министерства транспорта Азербайджана по замене парка такси в Баку на автомашины марки London Taxi TX4 была создана новая частная компания Baku Taxi Company. Этой компанией был определен тариф на услуги новых автомобилей. Тариф выглядит следующим образом: при посадке пассажир платит один манат, а за каждый последующий километр - 0,7 маната («Тренд»).
Прежде всего заметим, что никто не говорит о том, что нет необходимости наведения порядка в сфере оказания услуг со стороны таксистов. Но кто дал право Министерству транспорта начать действовать по монополизации целого сегмента розничного рынка? Куда смотрит Государственная служба по антимонопольной политике и защите прав потребителей при Министерстве экономического развития Азербайджана? Видимо, у данного департамента сейчас «горячая пора» по санкциям в отношении предпринимателей, действующих на потребительском рынке и выпускающих некачественную продукцию, и потому они не могут оперативно реагировать на заявление представителей Министерства транспорта о том, что вместо 15 тыс.таксистов на рынке должно остаться лишь 3,5 тысячи.
Понятно, что более дешевых поездок на такси многим уже не светит, а это, соответственно, станет еще одной причиной того, что цены на потребительском рынке будут расти, так как именно эти таксисты за приемлемую плату с рынков вывозят как стройматериалы, так и продовольствие, приобретаемые потребителями.
Отметим, что пару лет назад в Азербайджане уже возникла проблема с высокой инфляцией. В то время ныне расформированным Антимонопольным департаментом при Министерстве экономического развития была проделана соответствующая работа, и на суд представителям средств массовой информации было представлено немало важной информации о монополистах в различных секторах национальной экономики. И тогда речь шла о необходимости создания независимого государственного агентства по антимонопольной политике, которое могло бы предоставлять информацию широкой общественности о том, как формируются цены на азербайджанском рынке не только на продукцию местных производителей, но и на завозимую в страну продукцию.
К сожалению, сейчас мы даже не можем понять, почему должны платить за проезд в новых «кэбах» именно один манат (по курсу ЦБА - 1,27 доллара), а за каждый последующий километр - 0,7 маната (0,89 доллара)? Видимо, рассчитывая новые тарифы, азербайджанские государственные чиновники исходили из получаемых ими доходов, информация о которых, как известно, до сих пор не публикуется, и это в отличие не только от развитых стран, но и даже от России.
Такси: цены в США
Символом Нью-Йорка давно стало желтое такси. Цены на проезд в нем невысокие, и благодаря этому желтое такси считается одним из самых массовых и демократичных. Интересно, что в Нью-Йорке цены на такси меньше, чем в других городах США. Возможно, это потому, что на улицах города ездит сегодня около 13500 такси. Цены на проезд рассчитываются в зависимости от расстояния. Например, если вы проедете 2,5 мили, это вам обойдется в 9 долларов. В вечерние часы стоимость такси увеличится на 1 доллар, а в ночное время - еще на 50 центов.