Саммит Шанхайской организации сотрудничества, состоявшийся 15 июня в столице Казахстана Астане, отметил дальнейшее укрепление этого развивающегося блока государств во главе с Китаем и Россией, который способен составить конкуренцию Соединенным Штатам и их европейским союзникам. Наряду с другими членами ШОС, такими как центральноазиатские государства Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан, в саммите принимали участие Иран, Индия, Пакистан и Монголия в качестве наблюдателей, Белоруссия и Шри-Ланка – в качестве партнеров по диалогу, а Афганистан – как приглашенная страна.
Россия и Китай использовали этот форум, чтобы бросить вызов США по целому ряду вопросов. Наибольшую озабоченность у Москвы и Пекина вызывают планы создания системы противоракетной обороны с базами в Европе и Азии. Официально говорится о том, что ПРО направлена против таких стран-изгоев как Северная Корея и Иран; однако эта система способна подорвать эффективность китайских и российских ракет в ядерном снаряжении, особенно в случае первого удара со стороны США.
В совместной декларации участников прозвучали слова осуждения по поводу «одностороннего и неограниченного наращивания противоракетной обороны». Совершенно очевидно, что под этим подразумевались планы США. Выступая перед журналистами, российский министр иностранных дел Сергей Лавров сказал, что критика направлена не только против предлагаемой к созданию в Европе американской ПРО, но и против «глобальной системы противоракетной обороны, создаваемой США и охватывающей также Восточную и Южную Азию».
ШОС предоставила трибуну иранскому президенту Махмуду Ахмадинежаду, который осудил нынешний мировой порядок, возглавляемый США. Он сказал, что «миром управляют и распоряжаются бывшие поработители и колонизаторы». Ахмадинежад заявил членам ШОС: «Я верю, что вместе мы сможет изменить систему управления миром. Мы в состоянии возродить спокойствие в мире».
Иран это одна из четырех стран, имеющих в ШОС статус наблюдателя. Важно то, что организация отвергла заявку Тегерана на полноправное членство на том основании, что подвергшиеся международным санкциям страны не могут быть членами ШОС. У России и Китая в Иране имеются крупные интересы, но обе страны стараются избегать прямой конфронтации с Соединенными Штатами из-за иранской ядерной программы и поддерживают резолюции ООН о санкциях против Тегерана.
На прошедшей в прошлый четверг после саммита ШОС встрече российский президент Дмитрий Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао выразили общую обеспокоенность по поводу натовских бомбардировок Ливии. В их совместном заявлении звучит призыв прекратить «своевольную трактовку и расширенное применение» Соединенными Штатами и НАТО резолюций ООН 1970 и 1973 в целях оправдания своих попыток по свержению режима Каддафи.
Не желая открытой дипломатической ссоры с Вашингтоном, Россия и Китай воздержались при голосовании по резолюциям ООН, в которых звучит согласие с ложью о том, что бомбардировки необходимы для защиты гражданского населения Ливии. Отказавшись использовать свое право вето в Совете Безопасности ООН с целью блокирования резолюций, Пекин и Москва теперь выражают озабоченность в связи с тем, что из-за свержения Каддафи они лишатся контрактов с Триполи на многие миллиарды долларов. Более того, в совместном заявлении выражается тревога по поводу дальнейшего вмешательства со стороны США. Стороны заявляют, что «внешние силы не должны вмешиваться во внутренние процессы в странах региона».
Саммит ШОС также потребовал создания «нейтрального» Афганистана, вопреки попыткам США развернуть в этой стране постоянные военные базы в рамках количественного сокращения американских и прочих воинских контингентов на афганской территории. Важно то, что в Астане присутствовал афганский президент Хамид Карзай. Это говорит о наличии у него разногласий с Вашингтоном по поводу условий продолжения американской военной оккупации. Афганистан подал заявку на получение статуса наблюдателя в ШОС, однако утвердительного ответа пока не получил.
Россия высказала свои возражения по вопросу сохранения американских баз в февральском заявлении Министерства иностранных дел, в котором говорится: «Зачем нужны американские военные базы, если с террористической угрозой в … Афганистане покончено? … Как соседи Афганистана расценят развертывание военных баз зарубежного государства возле своей территории?» Но Соединенные Штаты и не собираются уходить из Афганистана. Вашингтон планирует сохранить там крупные военные базы в рамках своих усилий по поддержанию доминирующих позиций США в Южной и Центральной Азии.
Конфликт из-за Афганистана еще раз подчеркивает обоснованность создания ШОС, которая была сформирована десять лет назад. В то время Москву и Пекин тревожили американские попытки обеспечить себе стратегическое и экономическое присутствие в Центральной Азии, которую обе страны считают своим глубоким тылом. Эта тревога только усилилась, когда США в конце 2001 года оккупировали Афганистан и создали свои военные базы в ряде стран Центральной Азии.
Китай и Россия воспользовались усилением обеспокоенности своих центральноазиатских партнеров по поводу «цветных революций» в бывших советских республиках, спонсором которых выступали США, и опубликовали в 2005 году коммюнике ШОС, потребовав от Соединенных Штатов представить сроки закрытия своих военных баз в Центральной Азии. В том же году Узбекистан под давлением Пекина и Москвы приказал США покинуть созданную на узбекской территории авиационную базу.
В 2009 году киргизский президент Курманбек Бакиев распорядился закрыть американскую базу, которая служила перевалочным пунктом для переброски в Афганистан предметов тылового снабжения, однако под давлением США отменил свое решение. Эта база стала важным яблоком раздора в ходе прошлогодних политических волнений, которые привели к свержению Бакиева и к созданию режима, более расположенного к Москве и Пекину.
ШОС неоднократно опровергала предположения о том, что стремится стать военным альянсом или «восточной НАТО». Тем не менее, в прошедшем десятилетии происходило наращивание военных связей между странами-членами организации. С 2003 года ШОС проводит многочисленные совместные военные учения, на которых главную роль играют китайские и российские войска. Военные руководители из стран ШОС провели в апреле встречу в Шанхае, которая должна превратиться в регулярный форум по укреплению сотрудничества в военной сфере и безопасности.
Благодаря своему экономическому росту Китай приобрел значительное влияние в ШОС. За последнее десятилетие объем торговли КНР со странами-членами увеличился с 12 почти до 90 миллиардов долларов, причем 60 миллиардов из этой суммы приходится на долю России. Будучи крупнейшим потребителем энергоресурсов, Китай заинтересован в создании инфраструктуры и заключении соглашений, обеспечивающих ему гарантированный доступ к центральноазиатской нефти и газу. Это стало для него яблоком раздора в отношениях с Россией, которая стремится к максимальному повышению цен на свои энергоресурсы.
Хотя Россия и Китай совместно заинтересованы в сокращении американского присутствия в Центральной Азии, между ними сохраняется соперничество в борьбе за влияние в регионе. Москва поддержала заявку Индии на полноправное членство в ШОС, чтобы создать противовес усилению китайского влияния, а Пекин поддерживает попытки своего близкого партнера из Южной Азии Пакистана, также стремящегося стать полноправным членом ШОС.
У Индии давние отношения с Россией, а Китай рассматривает эту страну в качестве регионального конкурента и соперника в борьбе за энергоресурсы Центральной Азии. Министр иностранных дел Индии С.М. Кришна высоко оценил «конструктивную и нацеленную в будущее» роль ШОС в Афганистане, а также выразил надежду, что членство Индии в данной организации будет способствовать развитию торговых связей между Центральной и Южной Азией.
Хотя ни Индию, ни Пакистан в члены ШОС не приняли, саммит выработал для них механизм вступления. Несмотря на свою борьбу за влияние в ШОС, Пекин и Москва обеспокоены последствиями принятия в организацию двух соперников из Южной Азии, которые с 1948 года три раза воевали друг с другом. Еще больше опасений вызывает то, что две эти страны вместо ухода от США могут стать ширмой для американского проникновения в ряды ШОС.
Проведенный спустя десять лет после создания ШОС саммит стал очередным показателем того, что расширение американского милитаризма в Афганистане, Ираке, а теперь и в Ливии резко усилило международную напряженность, ведущую к конфликту между великими державами.