Дискуссии о демократии, правах человека и власти закона превалировали как минимум на трех этапах российско-американских взаимоотношений, и каждый из них приводил порой к резким переменам в отношении Вашингтона к Москве.
Чтобы вновь подтвердить американские интересы в отношениях с Россией, Соединенные Штаты должны сосредоточиться на ценностях свободы и справедливости. Администрации необходимо прекратить свою политику «угождения Москве» и вместо этого усилить давление на Россию, начав «перезагрузку» собственного курса, в котором в настоящее время игнорируются права человека, демократические свободы и добросовестное государственное управление. США следует отказать в выдаче виз коррумпированным российским бизнесменам, проверить их банковскую практику и приобретения, а также взять на заметку российских полицейских и представителей прокуратуры, которые фабрикуют улики и показания, и судей, автоматически выносящих обвинительные приговоры. Именно в этом заключается цель законопроекта S. 1039 «Правосудие для Сергея Магнитского», который был внесен обеими партиями.
Три этапа российско-американских отношений
Когда в декабре 1991 года распался Советский Союз, Вашингтон ринулся на выручку Борису Ельцину. Мир надеялся, что Россия со временем будет больше похожа на Соединенные Штаты или Западную Европу. Но к концу 1990-х годов Россия начала быстро двигаться в обратном направлении от западных политических моделей. Начиная примерно с 2000 года, стороны вернулись к взаимоотношениям, основанным на проблемах стратегической безопасности, которые напоминали систему воззрений времен холодной войны.
Однако Москва и Вашингтон быстро исчерпали свою повестку безопасности, направленную на российско-американское сближение, и маятник качнулся в обратном направлении. На протяжении всего десятилетия Россия отвергала американские попытки продвижения демократии в Грузии, на Украине, в Киргизии, Афганистане и Ираке. Вашингтон начал все больше тревожить усиливающийся авторитаризм Владимира Путина. Заявление Джорджа Буша о том, что Америка обязана настаивать на продвижении и укреплении демократических ценностей во всем мире, вызвало еще большее отчуждение со стороны Кремля.
«Перезагрузка» Обамы
Объявленная администрацией Обамы в феврале 2009 года «политика перезагрузки» в отношениях с Россией привела к новым сдвигам. Такая перебалансировка была частью масштабного курса «нового реализма» во внешней политике США. Это весьма странный гибрид, сочетающий в себе нежелание отстаивать права человека в России, Китае и Иране и извинения за «преступления», якобы совершенные Америкой из-за своей исключительности. Этот псевдореализм наносит ущерб фундаментальным интересам США и питает отвращение к применению силы в целях их защиты.
Кто-то может заявить, что такого рода «реализм» уже продемонстрировал свои недостатки в 1980-х годах, когда его сторонники проигнорировали коренные нравственные изменения, покончившие с холодной войной. Администрация Обамы так и не смогла понять, что от нравственных рассуждений и умозаключений никуда не деться в политике, даже если это политика мирового масштаба. Холодная война доказала, что разумное использование всего арсенала инструментов американской власти и мощи не только необходимо, но и жизненно важно, поскольку здесь присутствует высокая и достойная нравственная цель: обеспечить мир силой.
В основе «перезагрузки» администрации Обамы с Россией лежало продвижение демократии и отстаивание прав человека, хотя направлена она была на взаимодействие двух стран в сфере общих интересов. Вопросами состояния демократии в России, на самом деле, занимаются и Вашингтон, и Москва, ибо старший директор по России из президентского Совета национальной безопасности Майкл Макфол (Michael McFaul) является руководителем двусторонней рабочей группы по проблемам гражданского общества с американской стороны. С российской стороны ее возглавляет Владислав Сурков, архитектор политики Путина и Медведева.
Ущерб от «перезагрузки». Достижения «перезагрузки» часто преувеличивают, однако ущерб для нравственного авторитета США от нее оказался значительным. Администрация Обамы открыто отказывается увязывать различные компоненты в российской политике. Например, она не хочет наказывать Россию за ее неправильное поведение в одном вопросе путем отказа от уступок в другом.
Более того, есть все основания считать, что российские руководители не воспринимают всерьез усилия Белого дома по защите прав человека. Они знают, что американская администрация скована кандалами «перезагрузки» и способна лишь на словах возражать против кремлевских нарушений прав человека и норм закона. Разговоры о демократии ведутся «для внутреннего потребления [в США]», сказал прошлой осенью один официальный российский представитель, находясь с визитом в Вашингтоне. Именно такая американская мягкость стала причиной того, что Медведев заявил 18 июня корреспондентам Financial Times: «Могу вам прямо сказать: я бы хотел, чтобы Барак Обама второй раз был избран на должность президента Соединенных Штатов Америки, больше, чем, может быть, кто-либо другой».
А поскольку Россия может не опасаться серьезной реакции со стороны США, коррупция и злоупотребления властью в этой стране продолжают усиливаться.
- В июне российское Министерство юстиции отказало в регистрации Партии народной свободы, которая была создана недавно выдающимися лидерами оппозиции. Это уже сейчас свидетельствует о том, что декабрьские парламентские выборы не будут ни свободными, ни честными.
- В мае прокуратура начала уголовное расследование по делу борца с коррупцией Алексея Навального. По его словам, это месть властей за его действия по разоблачению фактов коррупции в российских государственных компаниях.
- В декабре 2010 года после второго суда к длительным тюремным срокам в сибирских тюрьмах были приговорены бывшие олигархи Михаил Ходорковский и Платон Лебедев. Их обвинили в хищениях и отмывании денег. 31 мая Европейский суд вынес решение о том, что власти серьезно нарушили права Ходорковского во время его задержания и содержания под стражей во время суда.
Черная дыра нравственности
Корни недовольства российской элиты кроются в имперской ностальгии, в иллюзорном беспокойстве автократии и в сомнительной нравственности. В результате краха коммунизма образовалась черная дыра нравственности, представляющая собой глубокий кризис духовности и самосознания в рядах элиты. Коррупция, алкоголизм и размытые границы между организованной преступностью и властью стали отражением всеобщей отчужденности, безрассудства и фатализма.
Страны терпят неудачу, потому что неудачу терпят народы, говорил Святитель Августин. Здоровое общество может поправить несовершенное государство, но даже самое совершенное государство потерпит крах, если оно зиждется на слабом гражданском обществе.
Эта деградация напрямую отражается на внешней политике России. Те, кто призывают к сотрудничеству, которое постепенно изменит эту страну, не видят, что от этого сотрудничества меняется не Россия, а Запад.
Что делать?
Поэтому национальные интересы США требуют, чтобы в отношениях с Россией больше внимания уделялось общим вопросам международного характера, таким как свобода и справедливость. Нынешний режим выступает откровенно против этих целей, а следовательно, против американских интересов.
Чтобы у США были более крепкие позиции, чем сегодня, Белый дом должен отказаться от попыток угодить русским и перейти к более энергичному продвижению своих ценностей, требуя от Москвы «перезагрузки» ее политики в вопросах прав человека, демократизации и добросовестного государственного управления, а также отхода от государств-отщепенцев. Ключевыми рычагами в реализации этих усилий могут стать отказы в выдаче виз коррумпированным российским бизнесменам и проверка их банковской практики и приобретений. США должны также взять на заметку российских полицейских и представителей прокуратуры, которые фабрикуют улики и показания, и судей, автоматически выносящих обвинительные приговоры. Именно в этом заключается цель законопроекта S. 1039 «Правосудие для Сергея Магнитского», который был внесен обеими партиями по инициативе сенаторов Джона Маккейна, Марка Кирка, Джозефа Либермана и Бена Кардина.
Вначале российская реакция на такое изменение в американской политике будет вызывать изжогу. Однако у Америки в этой стране уже много союзников. Как заявил в этом году выдающийся российский аналитический центр под руководством Медведева Институт современного развития, «вызов нашего времени это капитальная перестройка системы ценностей, формирование нового сознания… Лучшие инвестиции [государства в человека] это Свобода и Власть Закона, а также уважение к человеческому достоинству».
Если Вашингтон будет непреклонно стоять на своем, Кремль может смягчиться и со временем пойти ему навстречу. Сегодняшние российские правители признают и уважают силу и основанную на силе политику, но не слабость.
Ариэль Коэн – доктор наук, старший научный сотрудник программы российских и евразийских исследований и международной энергетической политики Института международных исследований им. Кэтрин и Шелби Каллом Дэвис (Katherine and Shelby Cullom Davis Institute for International Studies) при фонде Heritage Foundation. Дональд Дженсен - доктор наук, старший научный сотрудник Центра трансатлантических отношений (Center for Transatlantic Relations) при Школе перспективных международных исследований им. Пола Нитце (Paul H. Nitze School for Advanced International Studies) Университета Джонса Хопкинса.