Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Владимир Путин: дилемма - 2012

© РИА НовостиДмитрий Медведев проводит заседание Совета безопасности РФ
Дмитрий Медведев проводит заседание Совета безопасности РФ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
И премьер-министр Владимир Путин, и президент Дмитрий Медведев неоднократно говорили о том, что могут выставить свою кандидатуру на президентских выборах в 2012 году. Но ни тот, ни другой не объявили пока об этом официально, и оба прилагают массу усилий для того, чтобы все мучились в догадках.

И премьер-министр Владимир Путин, и президент Дмитрий Медведев неоднократно говорили о том, что могут выставить свою кандидатуру на президентских выборах в 2012 году.

Но ни тот, ни другой не объявили пока об этом официально, и оба прилагают массу усилий для того, чтобы все мучились в догадках. Когда им задают соответствующие вопросы, Путин и Медведев говорят, что посоветуются друг с другом и решат, кто из них будет бороться за президентское кресло.

Но ясно одно: за Путиным, который является самым влиятельным политиком в России, будет последнее слово при принятии решения о том, кому быть президентом в предстоящие шесть лет.

Когда он сделает свой выбор в этом году, правящая элита дружно сомкнет ряды и поддержит отобранного кандидата. Результат этого неформального выбора обретет свои формальные рамки на мартовских выборах, и произойдет это благодаря популярности Путина, огромным возможностям правящей элиты по реализации своих предпочтений и сомнительной справедливости и честности последних выборов в России.

Медведев, скорее всего, с путинским выбором согласится, даже если это будет означать его уход из Кремля и возвращение Путина на президентский пост.

Если в 2011 году возникнет глубокий кризис, урегулировать который правящий тандем сможет только с риском для своих собственных политических и деловых интересов, то эти люди могут поддержать третьего кандидата.

Но Путин может поддержать третьего кандидата и в том случае, если он утратит доверие к Медведеву и одновременно  захочет и сам уйти в сторону из-за накопившейся усталости.

Существует также возможность  возникновения разрушительных событий, не уступающих по размаху недавним волнениям в арабском мире. Это приведет к смене власти, которую не поддержат ни Путин, ни Медведев. Однако вероятность такого развития событий низка.

В связи с вышесказанным можно представить себе три возможных сценария на выборах: Медведев остается у власти, во власть возвращается Путин, к власти приходит неизвестный пока президент Х. Эти сценарии будут иметь очень разные последствия для внутренней политики в России. Однако во внешней политике Кремля при любом из этих сценариев наверняка будет прослеживаться определенная преемственность.

Ключевые факторы неопределенности

Окончательное решение Путина о том, кто займет Кремль на следующие шесть лет, будет определяться ключевыми факторами неопределенности, которые могут возникнуть в предстоящие шесть месяцев. Некоторые из этих факторов способны привести к серьезным изменениям курса развития России.

Вот основные факторы неопределенности:

Почувствует ли Путин, что Медведев справится с работой и будет защищать его интересы на протяжении шести лет? Путин может решить убрать Медведева с президентского поста по нескольким причинам. Например, он может ощутить, что Медведев способен утратить контроль над властью в свой второй президентский срок в силу внешних или внутренних причин. Либо он может почувствовать, что Медведев не будет гарантировать защиту деловых интересов его союзников в свой второй президентский срок. Пока Путин не говорил открыто, будет он баллотироваться или нет, хотя есть признаки того, что он хотел бы остаться у власти в том или ином качестве и после 2012 года.

Путин и фактор усталости. В средствах массовой информации и в ставших достоянием гласности американских дипломатических телеграммах есть указания на то, что желание работать у Путина угасает, и что он страдает от переутомления. Если это верно, то вполне возможно, что он ищет пути для ухода из власти навсегда. Но такой уход будет означать, что Путин уже не сможет взять бразды правления у Медведева, если тот потеряет хватку или не сумеет защитить интересы Путина во второй президентский срок. Если у уставшего Путина есть сомнения по поводу способности Медведева защитить его интересы, он может выбрать кого-то другого, кого считает более способным и лояльным кандидатом на выборы 2012 года, или по крайней мере, поставить Медведева на должность премьер-министра.

Почувствует ли Медведев, что ему пора освободиться от опеки Путина? Медведев может решить, что у него лучшие представления о будущем России и больше энергии для содействия развитию страны без путинского патронажа. В этом случае он может принять меры по увеличению своих шансов на переговорах с Путиным о выборах 2012 года, изменив баланс сил между их бюрократическими базами власти. Например, Медведев может воспользоваться своими конституционными полномочиями для снятия с постов высокопоставленных руководителей или начать масштабную кампанию по замене путинских назначенцев на ключевых правительственных постах на своих собственных сторонников.

Крупный теракт или резкое ухудшение обстановки на Северном Кавказе. С терроризмом на Северном Кавказе, похоже, удается справляться, поскольку боевики-исламисты способны наносить лишь незначительные удары в регионе, скрываясь затем с места преступления, а также осуществлять время от времени террористические нападения в других местах России. Тем не менее, возможно, что террористы предпримут некие действия, которые вызовут резкое ухудшение обстановки. Боевики и террористические группировки могут получить оружие массового уничтожения, а затем применить его в каком-нибудь крупном городе, либо провести серию скоординированных атак, включая захваты населенных пунктов и заложников. Это вызовет мощный и беспорядочный ответ со стороны  властей, который приведет к дестабилизации в регионе на длительный период. В удаленных уголках Северного Кавказа вновь появятся контролируемые боевиками очаги сопротивления, а в городах возобновятся частые атаки на государственные объекты.

Эскалация этнических беспорядков. В крупных городах могут одновременно  вспыхнуть бунты, подобные тем, что были организованы ультранационалистами в декабре 2010 года. Но жертв будет гораздо больше, а это вызовет жесткую ответную реакцию со стороны  уроженцев Северного Кавказа. При таких обстоятельствах власти для разгона бунтовщиков используют силу, проведут массовые аресты и ужесточат свое отношение к массовой политической активности в целом. Возникнет неблагоприятная отрицательная реакция, и ультранационалисты в крупных городах вступят в конфликт с выходцами с Северного Кавказа. В такой ситуации обе стороны  будут противодействовать любым попыткам властей подавить бунты.

Продолжительный и глубокий экономический кризис в сочетании с понижением нефтяных цен. Россия в определенной степени будет находиться под воздействием внешних факторов, которые она не в состоянии ни предугадать, ни проконтролировать. Речь идет о ценах на энергоресурсы  на мировом рынке. Нефтяные цены это тот фактор неопределенности, который власть может контролировать меньше всего, и который будет оказывать самое мощное воздействие на страну. Экономика и впредь будет очень сильно зависеть от экспорта полезных ископаемых, а другие отрасли будут отставать от лидеров мирового рынка по производительности и эффективности.

Новый и длительный мировой экономический кризис может очень сильно ударить по России, вынудив правительство потратить все свои резервы. По состоянию на 1 января государственный резервный фонд России был равен 775,2 миллиарда рублей (25,5 миллиарда долларов). Это на 57,6% ниже показателя на 1 января 2010 года, когда он был равен 1,8 триллиона рублей (59,6 миллиарда долларов). Связано такое снижение с тем, что правительство брало из этого фонда средства на покрытие бюджетного дефицита. Федеральный бюджет на 2011 год рассчитывали, исходя из средних цен на нефть в 75 долларов за баррель. Согласно оценкам, каждый новый доллар на баррель нефти даст в федеральный бюджет дополнительно 2,14 миллиарда долларов – и наоборот. Но если нефтяные цены снизятся более чем на 50% и останутся на таком уровне из-за глобального кризиса или иных обстоятельств, то правительство быстро израсходует запасы и не сможет выполнять свои обязательства перед населением без повышения налогов, что может вызвать протесты.

Эскалация замороженных конфликтов на постсоветском пространстве. Это окажет мощнейшее дестабилизирующее влияние на ближнее российское зарубежье. Возобновление вооруженного конфликта с Грузией из-за Южной Осетии и Абхазии приведет к распространению насилия и нестабильности на Северном Кавказе. Решительный разгром российских врагов в таком конфликте может повлечь за собой создание несостоятельного государства, которое станет плацдармом для организаций террористов и боевиков.

Возобновление и расширение конфликта в Нагорном Карабахе также может потребовать вмешательства России, поскольку у нее есть договорные обязательства с Арменией, и в случае конфликта она должна встать на ее защиту.

В зависимости от того, как будут действовать все эти структурные факторы неопределенности, и как они будут сочетаться с другими факторами, в ходе мартовских выборов могут возникнуть три возможных сценария.

Сценарий №1: Медведев остается у власти

Медведев может остаться у власти на второй срок, а Путин либо сохранит свои позиции влиятельного теневого игрока на весь второй срок Медведева, либо постепенно уйдет из политики, если вышеуказанные ключевые факторы неопределенности в предстоящие шесть месяцев дадут следующий результат:
- Путин чувствует, что Медведев справится и защитит его интересы в 2012-2018 годах.
- Путин все больше страдает от усталости.
- Медведев не считает, что пришло время освободиться от путинской опеки.
- Не произойдет ничего из нижеследующего: крупного теракта или обострения обстановки на Северном Кавказе; эскалации межэтнических беспорядков; продолжительного и глубокого экономического кризиса; эскалации замороженных конфликтов на постсоветском пространстве.

Нестабильность в Северной Африке и напряженность, связанная с иранской ядерной программой, а также продолжающийся подъем мировой экономики удерживают в предстоящие шесть месяцев цены на нефть в пределах 100 долларов за баррель. В результате российский ВВП продолжает расти. Довольный действиями Медведева в мирное время, Путин соглашается с тем, чтобы его протеже баллотировался на второй срок. Медведев побеждает на мартовских выборах в первом туре.

После выборов Медведев проводит по сути дела такую же внутреннюю политику, как и во время своего первого срока, но начинает действовать более решительно в сфере экономической либерализации, сужая возможности для коррупции. Он осторожно и постепенно действует в области реформ, влияющих на интересы элиты и обеспечивающих политическую либерализацию. Каждой серьезной реформе в этой сфере предшествует общественная дискуссия, как на онлайновых форумах, так и среди экспертов. Что еще более важно, на каждую реформу дает свое разрешение Путин, по крайней мере, на первом году второго президентского срока Медведева.

Государственные органы продолжают работу по выполнению указаний Медведева о создании модернизационных альянсов с западными странами. Россия вступает во Всемирную торговую организацию, а Конгресс США отменяет поправку Джексона-Вэника к Закону о торговле США от 1974 года. Россия и Соединенные Штаты приходят к компромиссу по противоракетной обороне и договариваются о сотрудничестве в целях сохранения стабильности в Афганистане, когда НАТО начнет сокращать численность своих сил в этой стране.

На саммите Россия-ЕС в 2012 году Брюссель и Москва договариваются о сроках введения безвизового режима и о дальнейших инвестициях европейских компаний в добывающие активы российской энергетической отрасли, а также в отрасли высоких технологий.

Россия продвигает свои планы через постсоветские интеграционные организации, сохраняя контроль над уменьшенной, но все равно значительной частью экспортных трубопроводных маршрутов, однако не добивается крупных качественных успехов. Отношения с Белоруссией остаются двойственными, никаких интеграционных достижений не появляется, но периодически возникают конфликты из-за цен на российские энергоресурсы и транзит. Абхазия, Южная Осетия и Нагорный Карабах сохраняют свою фактическую независимость, а конфликт Молдавии с Приднестровьем продвигается в 2012 году в сторону урегулирования благодаря совместным усилиям России, Украины и влиятельных членов ЕС, таких как Германия.

Россия по-прежнему выступает против «сокрушительных санкций» по Ирану, однако подталкивает Тегеран к сотрудничеству с международными инспекторами и к обеспечению больше прозрачности в своей ядерной программе.

Сценарий №2: Путин возвращается во власть

Вероятность возвращения Путина во власть существенно усилится, если до истечения первого президентского срока Медведева произойдет любое из следующих ключевых событий:
- Путин придет к выводу, что Медведев не сумеет справиться с проблемами и защитить его интересы в 2012-2018 годах.
- На Северном Кавказе произойдет крупный теракт или резкое обострение обстановки.
- Произойдет эскалация межэтнических беспорядков.
- Произойдет эскалация замороженных конфликтов на постсоветском пространстве.

Если в этом году или в первые недели 2012 года случится любое из этих событий – или они произойдут в сочетании друг с другом, Путин сменит Медведева в Кремле, чтобы обеспечить политическую стабильность и укрепить свой собственный курс.

Заглохшая во время пребывания Медведева у власти концепция суверенной демократии с триумфом вернется на сцену, став основой российской национальной идеологии. Для оппозиционных организаций это будет означать дальнейшее удушение их законной деятельности, поскольку  правительство усилит свой контроль над неправительственными организациями под предлогом борьбы с терроризмом и экстремизмом. Государственная Дума примет новый пакет законов о дальнейшем ограничении свобод граждан и средств массовой информации.

Влияние силовиков усилится, но Путин не допустит доминирования какого-то определенного клана или группировки.

В попытке устранить то негативное воздействие, которое более агрессивная внешняя политика может оказать на иностранных инвесторов, Путин, хорошо понимающий необходимость диверсификации экономики, решает дать зарубежным корпорациям доступ на российский рынок. Российские компании, стремящиеся к приобретению объектов транспортной инфраструктуры для энергоресурсов, продолжают наталкиваться на молчаливое, но мощное сопротивление большинства европейских государств.

Предлагаемые российским правительством благоприятные условия привлекают в страну многочисленные крупные иностранные компании, от энергетических гигантов до фирм розничной торговли. В так называемых стратегических отраслях продолжают доминировать ведущие государственные компании, такие как «Газпром» и «Роснефть» в энергетическом секторе, и «Российские технологии» в оборонной промышленности. А частные компании, как российские, так и зарубежные, процветают в сфере розничной торговли, в строительстве, сельском хозяйстве, в производстве продуктов питания, в сфере развлечений и в автомобилестроении.

Между Москвой с одной стороны, и Вашингтоном и Брюсселем с другой вспыхивает новая словесная война по поводу развертывания системы противоракетной обороны в Европе. Но прагматичный подход с обеих сторон помогает постепенно ослабить напряженность, а Москва с Вашингтоном сближаются в своих представлениях о том, что не они представляют общую и непосредственную угрозу безопасности друг другу, и что такая угроза исходит со стороны новой волны воинствующего исламизма, которая заряжает энергией религиозных экстремистов на Северном Кавказе и создает новые опасности для военнослужащих США и НАТО, находящихся за рубежом.

Россия активизирует свою деятельность в Белоруссии, двигаясь в направлении объединения с этой страной за счет усиления собственного контроля над экономикой соседнего государства. У белорусского президента Александра Лукашенко нет иного выбора, потому что  страна находится в постоянно усиливающейся изоляции от Запада.

Москва также наращивает свое присутствие в Центральной Азии, поскольку из-за усиления там религиозного экстремизма региональные лидеры вынуждены искать сильного и нещепетильного союзника в борьбе с исламскими радикалами. Влияние Китая на экономику этих государств усиливается, но именно Россия остается центром притяжения для республик Центральной Азии. Та политическая модель сильной авторитарной власти, которую возрождает Путин, все больше привлекает центральноазиатских руководителей. Путин также продолжает привязывать к Москве эти и другие бывшие советские республики, действуя через интеграционные проекты, такие как Организация Договора о коллективной безопасности и Содружество Независимых Государств.

Понизив градус сотрудничества с Западом, Путин начинает сближаться с Китаем, все больше наращивая поставки энергоресурсов в эту страну. Однако в целом он с большой опаской относится к росту китайского влияния.

Сотрудничество с Западом по вопросу обуздания ядерных амбиций Ирана застопоривается, поскольку Тегеран отдает Москве, а Москва берет на себя новые многомиллиардные контракты на строительство атомных электростанций и поставки оборудования.

Россия остается за рамками ВТО. Москва сохраняет членство в группе восьми промышленно развитых государств, хотя ее не допускают к переговорам по некоторым ключевым вопросам, по которым принимаются решения. Россия отвечает на это критикой в адрес международных организаций, обвиняя их в попытках подорвать ее суверенитет.

Сценарий №3: Президент Х


Путин может поддержать выдвижение третьего кандидата, если почувствует, что Медведев не захочет или не сможет отстоять его интересы в 2012-2018 годах, если он ощутит переутомление, или если возникнет длительный экономический кризис либо межэтнические бунты.

Возникает продолжительный экономический кризис, ускоренный эффектом домино в мировой экономике, то есть, сочетанием колоссальных землетрясений в Японии и Калифорнии и банкротством ряда международных инвестиционных локомотивов. Цены на нефть опускаются ниже 50 долларов за баррель и остаются на таком уровне как минимум  до начала 2012 года.

Поздней осенью 2011 года Путин и Медведев приходят к выводу, что при нынешней траектории развития событий денежные резервы у государства закончатся где-то в 2012 году, в связи с чем государственная власть окажется не в состоянии выполнять свои обязательства перед обществом. Оба руководителя понимают, что это приведет к протестам, которые могут подорвать политическую стабильность и негативно отразиться на позициях правящего тандема и деловых союзников Путина.

Путин не видит больших проблем в организации собственных выборов в 2012 году. Но он не желает нести ответственность за надвигающиеся трудности и беды страны, потому что  это положит конец его престижу национального лидера, а следовательно, и его статусу влиятельного посредника в отношениях между правящими кланами.

Ситуация ухудшается в связи с тем, что северокавказские группировки одновременно проводят серию терактов в Москве и других крупных городах, уничтожая десятки мирных жителей. Этим атаками пользуются крайние националисты, которые обретают массовую поддержку, когда планируют проведение маршей в День национального единства 4 ноября 2011 года. Бунты возникают не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, и в других крупных городах. Ультранационалисты нападают на темнокожих выходцев с Северного Кавказа и из зарубежных государств.

После серьезных раздумий и давления со стороны  Путина Медведев объявляет, что не будет бороться за переизбрание в марте. К тому времени Путин уже подбирает кандидата на этот пост – 40-летнего полковника Х, командующего частью внутренних войск, а также удостоенного звания Героя России за боевые заслуги на Северном Кавказе.

Вскоре после победы «Единой России» на декабрьских выборах Путин и Медведев совместно объявляют, что не будут баллотироваться в президенты, а вместо этого поддержат в 2012 году кандидата Х. Кандидата Х избирают в марте в первом туре голосования. Медведев уходит из политики, а Путин остается на посту премьер-министра и лидера «Единой России».

Президент Х, как и Путин, верит в сильное центральное правительство, в господство исполнительной власти и в прочие характерные черты управляемой демократии. Он принимает меры по усилению контроля федерального правительства над гражданским обществом, средствами массовой информации и прочими негосударственными актерами. Национализм с мощным этническим подтекстом, действуя под личиной патриотизма, начинает играть центральную роль в государственной идеологии и используется для получения поддержки националистов и для мобилизации и укрепления общества.

Столкнувшись в середине 2012 года с бюджетным дефицитом, новый президент объявляет о резком увеличении налога на недвижимость и подоходного налога.

Он сокращает расходы на образование и здравоохранение, а пенсии и прочие социальные льготы оставляет без изменений. Полиция закручивает гайки тем, кто пытается протестовать против таких мер. Президент Х душит оппозицию, запугивает независимые политические и общественные объединения, чтобы не дать им превратить разрозненные общественные протесты в общенациональное движение.

Президент Х осуществляет проекты, нацеленные на закрепление постсоветских государств на орбите Москвы. Он относится к российскому ближнему зарубежью как к зоне антагонистической игры с Западом, в которой Москва должна одержать верх с целью отстаивания собственных интересов, таких как формирование дружественных режимов вдоль своих границ и контроль над экспортными маршрутами с бывших советских территорий.

Россия поддерживает независимость Абхазии и Южной Осетии, но сотрудничает с ЕС в вопросе урегулирования конфликта Молдавии и Приднестровья.

Президент Х также налаживает сотрудничество с другими странами, выступающими против распространения западного влияния на постсоветском пространстве, такими как Иран и Китай, стремясь к получению прямых инвестиций из КНР и к заключению контрактов на поставку оружия в обе страны. В то же время,  Москва с опаской относится к усилению Китая.

Президент также занимает более жесткую позицию в таких вопросах, как планы США и НАТО по развертыванию элементов противоракетной обороны в Восточной Европе, и отказывается от возрождения Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Когда Соединенные Штаты и НАТО продолжают реализацию своих планов строительства объектов ПРО в Европе, президент приказывает развернуть ракеты средней дальности в Калининградской области. В отношениях с отдельными странами Запада президент стремится к налаживанию более тесных связей с членами ЕС, но не с НАТО и США. Россия считает Евросоюз более благожелательным актером, но продолжает настраивать друг против друга его членов.

Разнося Запад в пух и прах в своих речах перед внутренней аудиторией, президент Х избегает чрезмерной конфронтации. Он прагматик. Он понимает, что национальные интересы России и таких крупных западных держав как США и ЕС совпадают по целому ряду вопросов, включая терроризм и нераспространение оружия массового уничтожения. Он также хорошо осознает, что Россия не может допустить начала новой холодной войны. Что более важно, президент Х знает о бюджетном кризисе России, знает, что ей прямые иностранные инвестиции и западные знания эффективных производственных технологий нужны гораздо больше, чем в годы нефтяного бума, когда высокие цены на нефть обеспечивали устойчивый приток доходов и низкие процентные ставки на заимствования за рубежом.

В то же время, его готовность к сотрудничеству с Западом будет обратно пропорциональна темпам выхода России из кризиса.

Последние смены режимов в странах Северной Африки и народные восстания на Ближнем Востоке вызвали дискуссии о том, возникнет или нет в России такой сценарий, при котором манифестанты, требующие социальной справедливости и политических свобод, свергнут правящий режим.

Как и у многих стран Северной Африки, у России есть свои проблемы с политическими свободами, с коррупцией и с потрясениями из-за потребительских цен. Но у нее есть и мощный доступ к интернету, что будет способствовать организации протестов.

Но все это вряд ли приведет к революции в России.

В арабских странах объединяющей идеологией для многих манифестантов стал ислам. Русская православная церковь, которая пользуется широким признанием как авторитетное объединение в вопросах религии, давно уже вступила в союз с государственной властью и не поддержит никакую политическую активность.

Народные волнения могут преуспеть и распространиться на другие районы страны только в том случае, если они будут организованы в Москве. Но в Москве, в отличие от  Каира и Туниса, масса экономических возможностей. Уровень безработицы там намного ниже, чем в целом по стране.

В Москве также вряд ли можно найти и другие социальные факторы, способствующие возникновению беспорядков, такие как большое количество молодежи и бедность. Средний возраст жителей Москвы составляет 40 лет, и он один из самых высоких из всех российских регионов. А среднестатистическая московская семья владеет собственностью на сотни тысяч долларов. В Москве также один из самых высоких по стране объем выпускаемой продукции на душу населения, составляющий около 30000 долларов. Вдобавок ко всему, у московских правоохранительных органов есть ресурсы для подавления любых протестов.

Тем не менее,  если события начнут развиваться в таком ключе, ситуация будет складываться по третьему сценарию, особенно на более позднем этапе.

Еще более маловероятно, что Путин и Медведев будут соперничать друг с другом на выборах в 2012 году, хотя Путин и объявил в апреле, что не исключает такой возможности, когда и он, и Медведев будут баллотироваться в президенты. Путинские заявления похожи на очередную попытку сохранить завесу секретности в вопросе о том, кто из правящего тандема выставит свою кандидатуру, но не на выражение его истинных намерений.

Медведев, со своей стороны, во время майской пресс-конференции заявил, что исключает возможность возникновения такой ситуации, в которой он будет соперничать с Путиным. Медведев понимает, что скорее всего он проиграет Путину, и что ему может грозить переворот, если он не признает свое поражение.

Такой сценарий будет вреден для их личного политического имиджа, и что важнее, для всей системы российской вертикали власти. Он может вызвать раскол в рядах правящей элиты России и ослабить центральную власть, что крайне опасно для страны, выросшей на руинах империи всего 20 лет назад.

Данная статья является сокращенной версией исследовательской публикации, написанной Симоном Сараджяном, который работает научным сотрудником Белферовского центра при школе им. Кеннеди Гарвардского университета  (Harvard Kennedy School’s Belfer Center), а раньше был заместителем главного редактора Moscow Times, и Наби Абдуллаевым – нынешним заместителем главного редактора Moscow Times. Данная публикация вышла в мае в Институте Евросоюза по исследованию проблем безопасности (European Union Institute for Security Studies).