Русские назвали эту катастрофу «Волжский Титаник».
В воскресенье днем, во время круиза по Куйбышевскому водохранилищу, теплоход под названием «Булгария» перевернулся и затонул; погибло 125 человек, в том числе несколько десятков детей, оказавшихся в ловушке в игровой комнате под нижней палубой. Пока проходящие мима суда подбирали в воде выживших и распространялась новость о катастрофе, в стране был объявлен траур, и кто-то вспомнил о затонувшем «Титанике», думая этим сравнением выразить всю глубину скорби россиян.
Но их нельзя сравнивать по одной важной причине. «Булгария» не была последним словом инженерной науки, отправляющимся в свой первый рейс, как «Титаник» в 1912 году. Затонувшему в воскресенье судну было уже 56 лет, и оно стал просто еще одним примером дряхлеющего оснащения и инфраструктуры советской эпохи, которое едва держится, но все еще активно используется, в результате чего подобные катастрофы стали в сегодняшней России столь частым явлением.
В очередной раз это подтвердила следующая катастрофа, случившаяся в понедельник. Еще не закончили доставать с затонувшего на глубину 20 метров корабля мертвые тела, а на одной из сибирских рек разбился самолет «Антонов», у которого во время полета загорелся один из моторов. Погибли шесть пассажиров. Этот случай сразу же заставил вспомнить о крушении другого советского самолета, «Туполева», потерпевшего авиакатастрофу в другой части Сибири менее трех недель назад; тогда погибло 44 человека. Всего цепочка подобных трагедий унесла за прошлый месяц 175 жизней. Во время встречи в Кремле в понедельник президент Дмитрий Медведев, кажется, понял, что это не просто серия случайных совпадений.
«Количество старья, которое у нас повсюду встречается, слишком высоко, - заявил он своим министрам. – Если оно так долго продержалось, это еще не значит, что подобные вещи не могут случиться». Затем президент распорядился либо провести с другими судами необходимые восстановительные работы, либо списать их. Все «Антоновы» модели, что разбилась в понедельник, должны дожидаться расследования последней катастрофы на земле, заявил он. «Весь парк слишком стар».
Однако министры, похоже, все еще надеются на паллиативные средства. Чего Медведев не упомянул, так это еще более масштабный размах обветшания всей инфраструктуры. Этот вопрос поднимается после каждой крупной промышленной катастрофы, но слишком быстро все вновь успокаиваются. Только за последние двадцать лет России случился сильный взрыв метана на угольной шахте (90 погибших), взрыв турбины на самой крупной гидроэлектрической станции (75 погибших), крушение еще одного «Антонова» в Сибири (11 погибших), а также серия крупных отключений электричества, взрывы газа и бессчетное число смертей каждый год из-за ужасного состояния российских дорог.
Все эти катастрофы обычно считают следствием человеческих ошибок или должностных преступлений, что позволяет правительству спасти лицо, уволив или посадив за решетку виновных. Однако многие бизнесмены начали лоббировать правительство, чтобы оно обратило внимание на глубинные инфраструктурные потребности страны (вместо того, чтобы множить тщеславные проекты типа Олимпийских Игр 2014 года в Сочи). Один из них – Алелксандр Лебедев, миллионер, которому принадлежит пятая часть акций «Аэрофлота», государственной авиалинии России. Затонувшая «Булгария», говорит он – лишь один из самых последних симптомов перекоса в приоритетах России. «Основная промышленная база страны держится на том, что было создано еще при Сталине, Хрущеве, Брежневе», трех дольше всего пробывших у власти лидеров Советского Союза, «а она и с самого начала была не такого уж высокого качества», – заявил Лебедев журналистам TIME. «Поскребите поверхность города Москвы, к примеру …. все очень старое».
А в остальной России ситуация обстоит намного хуже. В 2007 году в ходе обширного исследования, проведенного инвестиционным банком «Ренессанс Капитал», выяснилось, что более 40% всех взлетно-посадочных полос в аэропортах России не имеют дорожного покрытия, а больше половины не имеют сигнального освещения. Несмотря на размеры России, как показало исследование, сеть мощеных дорог имеет протяженность в десять раз меньшую, чем в США. И до сих пор нет крупной автострады между Москвой и Санкт-Петербургом – это сравнимо с тем, если бы не было автострады между Нью-Йорк Сити и Вашингтоном, округ Колумбия.
В 2007 году, на пике экономического подъема, правительство объявило о программе ремонта и реконструкции, на выполнение которой планировалось затратить 1 триллион долларов за десять лет, а на следующих год расходы на обновление инфраструктуры достигли пика за постсоветский период – 4,7% от валового внутреннего продукта, что соответствует примерно среднеевропейскому уровню, по данным исследования, обнародованного в прошлом году крупнейшим заимодавцем России, «Сбербанком». Но в 2009 году, когда глобальный экономический кризис отвлек большую часть государственных денег на ссуды и прочие подобные меры, Россия урезала расходы наполовину, и программа реконструкции в национальном масштабе была приостановлена до лучших дней, как выявил «Сбербанк». (Единственный проект, который практически не пострадал от этого, это подготовка к Олимпиаде в Сочи).
«Таким образом, настал момент, когда технический ресурс промышленной и технологической базы исчерпан», - говорит Эндрю Сомерс (Andrew Somers), глава Американской торговой палаты в России. «Это огромный тормоз для экономики». Но, кроме того, и это, может быть, еще больше беспокоит российскую общественность, ситуация становится еще и очень опасной. В большинстве российских авиакомпаний на внутренних линиях используются самолеты типа «Антонов» и «Туполев», которые трещат и кряхтят, как и многочисленный парк старых советских машин. «Лично я даже не езжу в лифтах в старых московских домах, - говорит Лебедев. – Это кажется просто бессмысленным геройством». Впрочем, не более бессмысленным, чем смерти в последней серии катастроф в России.