Москва – Этим летом ледовая шапка в Арктике уменьшилась до рекордно маленьких размеров, открыв тем самым труднопроходимые северные торговые маршруты судоходства из Азии на Запад. Об этом в среду заявило российское агентство по исследованию климата.
После третьего самого теплого года в Арктике за всю историю наблюдений с 1936 года ледовый покров в этих широтах вдоль морских путей уменьшился на целых 56 процентов по сравнению со среднестатистическим показателем, в связи с чем навигация в этих опасных водах серьезно упростилась, отметило агентство.
«К началу августа сложились условия для безледокольного плавания судов почти на всей трассе», - сообщил на своем вебсайте Гидрометцентр России.
Он отметил, что в сентябре ожидается сохранение очень легких условий плавания по Северному морскому пути, который на десятки тысяч километров короче южных маршрутов.
Поскольку отступающий лед открывает новые стратегические пути для навигации, Россия надеется превратить Северный морской путь в достойного конкурента Суэцкому каналу, а также получать немалые доходы от налогов и аренды своего уникального атомного ледокольного флота, способного осуществлять проводку грузовых судов вдоль сибирского побережья.
Несмотря на большие затраты, российская государственная судоходная компания «Совкомфлот» в этом году отправила по Северному морскому пути гораздо больше судов с газоконденсатом. Это весьма амбициозный шаг, демонстрирующий стремление Кремля «застолбить» богатый энергоресурсами арктический регион.
Если темпы таяния льдов сохранятся, то Северный Ледовитый океан к 2050 году в летние месяцы может полностью освобождаться ото льда, заявил в прошлом году генеральный директор Гидрометцентра Александр Фролов.
Но моряки отмечают, что российский морской путь не скоро сможет переманить к себе торговые суда с южных маршрутов, так как на нем остается множество препятствий, таких как плавающие льдины и мелководье, а также очень короткое лето, длящееся всего несколько недель.