В последнее время все больше входят в моду лисьи шубы. Хитрые эти лисицы!
Станислав Ежи Лец
Один из парадоксов белорусской политики состоит в полном бездействии властей в решении экономических проблем внутри страны (не могут разрулить элементарный вопрос с дефицитом мяса) и повышенной активности в отношениях с внешним миром. Руководство государства уверено, что ключ к решению задачи выхода из кризиса лежит во вне Белоруссии. Не модернизация экономики, как предлагают экономические эксперты, включая специалистов МВФ, а поиск халявы, стремление с помощью какого-то хитрого хода, обещания, ловкой сделки, выгодного кредита избавиться от экономических проблем хотя бы на несколько месяцев. На более длительный срок, похоже, белорусское руководство не думает. Вот такая простоватая «антикризисная программа», взятая на вооружение властями. Причем, ее реализация приобретает все более причудливые, даже экзотические формы.
Например, только что в Казахстане прошел саммит ОДКБ, на котором председательствовал А. Лукашенко. Главным вопросом этой встречи президентов было противодействие революционной угрозе, которая приближается с Ближнего Востока. «Арабская весна» настолько напугала лидеров авторитарных режимов, составляющих ОДКБ, что они решили поменять миссию этой организации. Противодействие революционной заразе становится ее главной функцией.
Так вот сразу же после саммита ОДКБ А. Лукашенко полетел в Катар просить деньги и зазывать тамошних инвесторов в Белоруссию. А как раз это государство оказывает финансовую поддержку народным восстаниям в ряде арабских стран, в частности, помогает ливийским повстанцам. Поистине неисповедимы пути господни. Поможет ли Катар Белоруссии — это большой вопрос. Во всяком разе, предыдущие визиты белорусского президента в страны Персидского залива особых дивидендов нашей стране не принесли.
Основные надежды официальный Минск по традиции связывает с Россией. Наконец-то произошла встреча А. Лукашенко с Д. Медведевым. Последний раз вроде бы ближайшие союзники вели переговоры в декабре прошлого года, перед выборами. Потом, судя по всему, президент России уклонялся от встречи с белорусским коллегой. В феврале А. Лукашенко две недели сидел в засаде в Сочи в ожидании российских руководителей, но все напрасно. И только теперь, наконец, он поймал президента России. Неделю назад состоялась встреча премьеров двух государств. Что в сухом остатке от этих переговоров?
Риторика российских лидеров стала более благожелательной по отношению к Белоруссии. Есть твердое обещание в следующем году поставлять нам газ по льготным ценам. В ответ белорусское руководство выражает готовность продать ряд привлекательных для российского капитала предприятий. Первым в этом ряду идет «Белтрансгаз». Правда, приватизацию данной компании «Газпромом» официальный Минск обещает уже давно. Продавать один и тот же товар много раз — это фирменный знак политического руководства Белоруссии.
Это подтверждает последняя история с отказом от сотрудничества с США в ядерной сфере. 1 декабря 2010 года, за две недели до президентских выборов во время саммита ОБСЕ в столице Казахстана Астане министр иностранных дел Белоруссии С. Мартынов и госсекретарь США. Х. Клинтон подписали меморандум. Согласно этому документу Вашингтон взял на себя обязательство финансировать вывоз высокообогащенных ядерных материалов из Белоруссии в Россию к 2012 году.
Белорусские власти извлекли из этого события максимум политических дивидендов. Государственные СМИ Белоруссии трактовали его как дипломатический прорыв в США, нормализацию отношений с Западом, выход из международной изоляции. Накануне выборов, на фоне информационной войны с Россией это добавило политических очков А. Лукашенко в глазах избирателей.
Выборы прошли, однако Белоруссия выполнять свои обязательства не торопилась. Из страны было вывезено только 10% высокообогащенных ядерных материалов. И вот теперь официальный Минск в одностороннем порядке вышел из этого соглашения. Якобы в знак протеста против американских санкций.
На первый взгляд, действия белорусского руководства нелогичны. Вроде бы финансирование США этого проекта должно быть выгодным официальному Минску. Зачем же отказываться от него себе во вред?
Но белорусские власти рассудили, что коль США готовы давать деньги на вывоз высокообогащенных ядерных материалов, значит это дорогой товар. А значит его можно попытаться продать еще раз, причем не только США, но и России. И желательно подороже. Насколько эффективен ядерный шантаж, показывает опыт Ирана и Северной Кореи. Минск начал рискованную игру с ядерными державами.
Очень показательным для внешней политики Белоруссии стал крах иранского нефтяного проекта. Он показал порочность такой модели отношений с другими государствами, когда экономические связи основываются не на коммерческом расчете, а на политических договоренностях. Экономика подгоняется под политическую целесообразность. Лидеры договариваются о сотрудничестве, подчиненные начинают реализовывать проект. Понятно, что серьезных экономических расчетов никто не делал. Производственникам приказали копать от забора до обеда, они и копали.
Через некоторое время выясняется, что за дружбу кто-то должен платить. Начинают считать деньги. И тут выясняется, что все эти политические соглашения не имеют под собой серьезной экономической основы. Политико-пропагандистский пузырь лопнул. Сначала рухнула авантюра со строительством завода в Обчаке под Минском по производству иранских автомобилей «Саманд», так как на эти машины нет спроса. Следом скончался проект по совместной добыче нефти на иранском месторождении Джофейр. У белорусского президента хватило благоразумия отменить несколько раз анонсировавшийся визит, приуроченный к торжественному началу этой добычи. В результате скандал получился не такой громкий, каким он мог бы быть.
Нечто похожее ожидает и широко разрекламированные планы сотрудничества Белоруссии с Венесуэлой. Потихоньку умирает проект поставок венесуэльской нефти, который не мог быть экономически выгодным по определению. Его реализация внесла значительный вклад в дефицит внешнеторгового баланса Белоруссии и вместе с другими факторами стала причиной нынешнего валютного кризиса. Резко упал взаимный товарооборот, до минимального уровня сократились поставки белорусской промышленной продукции в Венесуэлу. Судя по информации о телефонных переговорах двух президентов, А. Лукашенко собирается срочно лететь в Каракас, чтобы спасать свою латиноамериканскую политическую фиесту. Сейчас белорусскому руководству надо каждый день ходить в костел и молиться за здоровье Уго Чавеса. Ведь без него все белорусско-венесуэльские экономические договоренности повиснут в воздухе.
А между тем в Ливии повстанцы взяли столицу Триполи. Пал еще один диктаторский режим. На момент написания статьи судьба Муаммара Каддафи неизвестна. Видимо где-то прячется от народного суда. Незавидная судьба диктаторов. А тем более народов, имеющих несчастье попасть под железную пяту своих правителей.