Кремль крайне редко делает что-то вполне предсказуемое. По этой причине возвращение Владимира Путина на пост российского президента в мае следующего года застало врасплох политический класс России. Возвращение Путина, о котором было объявлено 24 сентября, положило конец главному источнику интриги последних четырех лет.
С тех пор, как он в 2008 году обошел стороной конституционный запрет на третий президентский срок, вручив бразды правления своему другу Дмитрию Медведеву и став премьер-министром, московские политические круги без устали говорили о его возвращении. Сейчас, когда неопределенность устранена, дискутирующие классы России начали задаваться вопросом о том, что принесет с собой третий (а возможно, и четвертый) президентский срок Путина.
Пока что не все идет хорошо. Даже само объявление вышло каким-то скомканным, застав врасплох не только население, но и самых высокопоставленных государственных чиновников.
А решение о том, что Медведев в будущем году займет пост премьер-министра, спровоцировало ссору с министром финансов и финансовым консерватором Алексеем Кудриным, которого давно уже считают гарантом стабильности в экономике. Его отправили в отставку после того, как он раздраженно заявил о своем отказе работать в правительстве Медведева. По сути дела, это было решение обменять политический кризис на кризис экономический, и уход Кудрина встревожил рынки, сделав это в момент, когда доверие к России находится на низком уровне.
В этом году фондовый рынок потерял около 21% своей стоимости, получив устойчивую тенденцию к снижению курсов; а рубль в сентябре подешевел на восемь процентов по отношению к бивалютной корзине евро/доллар. Отчасти это вызвано глобальной неразберихой, а отчасти представлениями об усилении рисков в России. Только благодаря продаже миллиардов долларов в твердой валюте центробанку удалось остановить дальнейшее падение рубля.
Однако в основе своей российская экономика в хорошем состоянии. Ее национальный долг низок, составляя 9% от валового внутреннего продукта, а бюджет в этом году может получиться сбалансированным – если цены на нефть и сырье останутся на высоком уровне.
Но в отдаленной перспективе возвращение Путина ставит большой знак вопроса на российском будущем, особенно что касается планов приватизации, способных превратить экономику страны из преимущественно государственной в экономику с оживленным частным сектором, в котором будет процветать конкуренция.
Большинство экономистов считает, что продолжение реформ жизненно важно для того, чтобы избежать повторения 2009 года, когда мировой финансовый кризис очень больно ударил по России. Ее ВВП снизился на 8 процентов, то есть, больше, чем в любой другой стране «двадцатки». С тех пор экономика ковыляет вперед с огромными усилиями, а Всемирный банк понижает прогнозы роста в России с 4,4 до 4 процентов.
«4-процентные темпы роста, которые мы показываем, это в основном результат правильных антикризисных мер и высоких темпов роста в азиатских странах. Антикризисные меры не могут длиться вечно, и рост [в Азии] вряд ли будет таким же высоким, каким он был в последние два года», - говорит старший помощник президента Медведева Аркадий Дворкович.
Реформы, такие как меры приватизации, осуществляются осторожно, отчасти из-за необходимости создания консенсуса в правительстве, а отчасти в связи с опасениями по поводу стабильности в обществе.
«Всегда желательно делать дела быстрее, но прежде всего мы должны быть уверены в том, что не подорвем стабильность, - говорит Дворкович. – Слишком быстрое проведение реформ создаст значительный риск для миллионов семей».
Получение инвестиций это приоритетная задача для Кремля, хотя добиться этого становится все труднее, за исключением нефтяного и газового сектора, которые по-прежнему крайне привлекательны. Об этом свидетельствует соглашение между ExxonMobil и Роснефтью о совместной разведке нефти в Северном Ледовитом океане.
Прямые иностранные инвестиции составили в 2010 году 42 миллиарда долларов, о чем свидетельствует статистика Министерства экономического развития. Это меньше, чем в Китае и Бразилии, и Путин поставил цель довести их объем до 70 миллиардов долларов.
Заместитель министра экономики Станислав Воскресенский говорит, что в прошедшем десятилетии рост обеспечивался в основном за счет высоких нефтяных цен и тех резервов мощности, которые оставались с советских времен.
«Но в предстоящие 10 лет для обеспечения роста надо будет повышать эффективность и производительность, - отмечает он. – У России в этом есть весьма необычное преимущество, состоящее в том, что ее экономика крайне неэффективна, так что потенциал повышения эффективности огромен».
Повышение производительности это хороший аргумент в пользу приватизации, и экономисты согласны с тем, что оно крайне важно для того, чтобы вдохнуть новую жизнь в застойную экономику.
«Больше всего российской экономике не хватает конкуренции, - говорит президент крупной московской инвестиционной компании «Система» Михаил Шамолин. – Когда будет конкуренция, будет ответ инфляции и высокой стоимости капитала. Все начинается с роста конкуренции, и единственный способ добиться этого – уменьшить роль государства».
Мало кто сомневается в том, что при президенте Путине темпы реформ будут медленнее, чем при Медведеве; однако пока можно лишь догадываться о том, какие приоритеты выдвинет сам Путин.
Кое-кто верит в то, что он отдает предпочтение той форме авторитарного капитализма, которая процветает в Китае, и полагает, что приватизация создаст угрозу для привилегий, льгот и интересов коррумпированной бюрократии.
Экономисты Сергей Гуриев и Олег Цивинский написали в передовице «Ведомостей» за 27 сентября, что главная опасность возвращения Путина состоит в том, что государство может посчитать утрату контроля над экономикой неприемлемым риском и побоится либерализации. «Правящая элита предпочитает оставаться у руля застойной экономики, получая самый большой кусок уменьшившегося пирога, и отказываясь рисковать утратой власти», - заявили они.
Другие же верят в то, что Путин в глубине души либерал. Они отмечают, что несмотря на национализацию Кремлем целого ряда частных компаний, Путин является своего рода модернизатором и сторонником либерализации. Он узаконил продажу земли, избавился от контроля над капиталом и реформировал налоговую систему, сделав все это в первые два срока своего президентства.
Верящие в путинский либерализм отмечают, что Медведев вне всяких сомнений обсуждал с Путиным и получал от него санкцию на проведение либерального курса, в том числе на вывод министров из состава советов директоров государственных корпораций.
Недавние заявления Путина свидетельствуют о том, что он, как и Медведев, считает необходимым сокращать роль государства в экономике. Выступая 16 сентября перед инвесторами на конференции в южном городе Сочи, Путин сказал: «Мы не собираемся создавать государственный капитализм. Если мы концентрируем какие-то ресурсы, то только для того, чтобы поднять то или другое производство или ту или другую отрасль. Но мы не собираемся там сидеть вечно».
Многое будет зависеть от цен на нефть, которые, похоже, обратно пропорциональны российской демократии и реформам. Снижение нефтяных цен может заставить Кремль пойти на экономическую и политическую либерализацию, как это было в 1980-х и 1990-х годах.
Но если Путин не окажется под прессом беспрецедентного давления, не стоит надеяться на реформирование авторитарной политической системы в России. За два своих президентских срока Путин подчинил себе парламент, заставил уехать из страны или бросил за решетку нескольких известных бизнесменов, а также установил прямой кремлевский контроль над большинством российских средств массовой информации.
«Политические реформы сейчас сняты с повестки», - говорит Игорь Юргенс, возглавляющий либеральный аналитический центр ИНСОР и являющийся экономическим советником Медведева.
Однако не все в России находится под властью Кремля. В стране вырос средний класс. Россияне сегодня богаче и нетерпимее, чем в 2000 году, когда к власти пришел Путин. Тогда, устав от десятилетия демократических реформ при непостоянном президенте Борисе Ельцине, они почувствовали облегчение, увидев, как новый президент твердой рукой наводит порядок.
Городской средний класс значительную часть информации черпает из интернета, работает в частном секторе и владеет иностранными языками. Чтобы удержать этих людей от эмиграции, Кремлю понадобится изменить способы и методы своего управления страной.
Кто-то считает, что «Путин 2.0» может всех удивить. «Ему придется показать всем, что он не властолюбив, что он вернулся не для того, чтобы снова и еще больше удушить нашу свободу. Он будет вынужден продемонстрировать, насколько он хорош», - говорит один бывший высокопоставленный кремлевский чиновник.