Разносторонний, высококультурный, жаждущий новых знаний, восприимчивый к иной культуре, фантазер и любитель радостей жизни, воплотил в жизнь те понятия, которые еще не рассматривались как полнокровное и многоплановое искусство. Сергей Дягилев (Селищи, Новгородская губерния, 1872 - Венеция, 1929), создатель знаменитых Русских балетных сезонов, в корне изменил балет и способствовал созданию нового вида искусства, к которому впоследствии пришли первые авангардисты.
Его короткая, но насыщенная жизнь, неразрывно связанная с его балетной труппой, пронизывает всю атмосферу выставки «Русские балетные сезоны Дягилева 1909-1929. Когда искусство танцует с музыкой» (Los Ballets Rusos de Diághilev 1909-1929. Cuando el arte baila con la música), открывшейся накануне в помещении CaixaForum в Барселоне, где представлен ряд ранее не выставлявшихся экспонатов. Премьера выставки состоялась в лондонском Victoria & Albert Museum.
Дягилев был родом из зажиточной семьи, и руководящая должность в Русских императорских театрах ему была обеспечена. И, тем не менее, его новаторских дух сподвиг его на создание труппы, чтобы показать Европе творческий напор современной России, а также заявить о важности балета как самостоятельного вида искусства. В течение двух десятилетий Дягилев с неизменным успехом выступал в лучших театрах мира, вызывая самые противоречивые эмоции. Но когда в 1929 году он скончался в возрасте 57 лет, его материальное положение было настолько плачевным, что Коко Шанель (Coco Chanel) пришлось оплачивать его похороны.
«Это был человек с данными лидера. Он открыл великих композиторов, начиная со Стравинского, и умел обращать в свою пользу споры и критические замечания, которые вызывала его каждая новая постановка», рассказывает директор выставки Джейн Притчар (Jane Pritchard), хранительница музея Victoria & Albert, в фондах которого находится большое количество произведений, имеющих отношение к данной теме. Работа выставки продлится до 15 января, а в феврале она переместится в мадридский CaixaForum.
Дягилев был первым, кто предоставил мужчинам главные роли в балете. Он знал, как ввести в представление элемент задушевности с тем, чтобы установить взаимопонимание со зрителями и подготовить их к радикальным решениям, явившимся плодом его сотрудничества с такими художниками как Матисс, Пикассо, Ларионов, Гончарова, Кокто и музыкантами – Равелем, Мануэлем де Фальей и Прокофьевым.
Его постановки не всегда вызывали хвалебные отклики. Когда Миро (Miró) и Макс Эрнст (Max Ernst) создали декорации и костюмы для его балета «Ромео и Джульетта», Анри Бретон (Andrè Bretón) написал возмущенный памфлет, обвиняя их в «выхолащивании самой идеи сюрреализма». Костюмы, разработанные Де Чирико (De Chirico) для балета Le Bal, которые превращали актеров в архитектурные детали зловещего танца, также вызвали целую волну критики. И все же ничто не было столь концептуальным и новаторским по форме как «Весна священная», поставленная в 1913 году. Некоторые из представлений могли проходить лишь под охраной присутствовавших в зале полицейских, но рваные ритмы партитуры Стравинского и шокирующие движения Вацлава Нижинского в «Послеполуденном отдыхе фавна» означали то, что точка невозврата пройдена. Его невероятная способность привлекать к участию в своих проектах самые блестящие умы эпохи во всех областях творческой деятельности прекрасно отражена в короткой беседе с королем Испании Альфонсом XIII, его большим почитателем. Монарх спросил балетмейстера, чем он, собственно говоря, занимается, поскольку не сочиняет музыку, не играет на музыкальных инструментах, не танцует, на что Дягилев ответил: «Я Ваше Величество, как и Вы. Ничего не делаю, но без меня не обойтись».
На выставке представлены фотографии, рисунки, наброски, макеты, замысловатые новаторские костюмы, фигура Нижинского, гениального танцовщика и хореографа, исполнявшего главные роли в наиболее известных постановках Дягилева и имевшего с ним близкие отношения.
Через несколько лет после смерти импресарио в дневнике Нижинского появились его откровения, проливающие свет на наиболее темную и неизвестную сторону жизнь человека, никогда не скрывавшего своей гомосексуальной ориентации.
«Его сексуальная ориентация никак не отражалась на работе», утверждает директор выставки, хотя известно, что он имел обыкновения вступать в интимные отношения со многими из членов своей труппы: когда он узнал о том, что Нижинский во время гастролей женился в Германии, то немедленно его уволил.
На выставке в Барселоне впервые показан 60-секундный фрагмент, нелегально записанный во время балетного выступления на XV Празднике Нарциссов (Fête des Narcisses) в швейцарском городе Монтрё.
Этот недавно обнаруженный фрагмент, возможно, один из немногих существующих, поскольку, хотя некоторые из танцовщиков труппы снимались в кинокартинах того времени, Дягилев всегда включал в свои контракты положении, в соответствии с которым категорически запрещалась киносъемка их выступлений.
Причина подобного ограничения, весьма странная для человека с ярко выраженной деловой хваткой, заключалась в том, что, по его мнению, волшебство его постановок многое потеряет без звука и цвета. «Его костюмы и декорации, очень разнообразные и красочные, являли собой смесь авангардистских веяний с русским народным творчеством. Он лично следил за каждой мелочью», отмечает Притчар, вспоминая, как он ножницами обрезал костюм Алисии Марковой в постановке Джорджа Баланчина «Песнь соловья». Когда же балерина пожаловалась на то, что чувствует себя раздетой, он посоветовал ей одеть перчатки.
Главными экспонатами раздела выставки, посвященного связям «Русских сезонов» с Испанией, являются выполненные в стилистике кубизма костюмы Пикассо для балета «Выступление зазывал» (Parade), поставленного в 1917 году на музыку Эрика Сати (Erik Satie), который впервые ввел в балетную партитуру такие непривычные звуки как пистолетный выстрел, стук пишущей машинки или пароходный гудок. «В те годы труппа жила по следующему графику: использовала Монте-Карло в качестве зимней базы, где составляла планы будущих выступлений; Париж - для показа премьерных балетов и Лондон – в качестве финансовой опоры. Во время Первой мировой войны артисты укрылись в Испании, и после подписания мира продолжали проживать там, зачастую начиная оттуда свое новое турне, поясняет директор выставки. Аудиовизуальный ряд показывает привязанность Дягилева к Испании и его сотрудничество с испанскими деятелями искусств. Их количество стало возрастать после того, как Хосеп Мария Серт, женатый на русской, создал декорацию для одного из балетов.