Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Театр.doc, или подвал, который раздражает Путина

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Основанный десять лет назад Театр.doc – это феномен российской театральной сцены. В то время как большие государственные сцены обходят политические темы, воспевая классику, Театр.doc занимается самыми противоречивыми темами общественной жизни. От катастрофы подлодки «Курск» и теракта в Беслане до проблемы распространения алкоголизма: для них не существует тем-табу.

На открывающемся сегодня в Кракове фестивале «Театральные реминисценции» московский Театр.doc покажет рабочий вариант своего спектакля «Двое в твоем доме», героем которого стал Владимир Некляев  - белорусский писатель и политик, подвергшийся репрессиям со стороны режима Лукашенко.

Все началось зимой этого года в московской квартире Елены Греминой – драматурга и одного из создателей Театра.doc. Ее приятельница Ева Некляева, работающая театральным продюсером и живущая в Хельсинки, рассказывала за блинами со сметаной про своего отца Владимира Некляева. Известный белорусский писатель и политический деятель, баллотировавшийся на прошлогодних выборах на пост президента, был арестован в декабре по обвинению в организации демонстрации против Лукашенко. В его защиту выступили многие интеллектуалы и политики со всего света, в частности, Евгений Евтушенко – крупнейший из ныне живущих русскоязычных поэтов. В конце января тюремное заключение было изменено на домашний арест. Почти четыре месяца Некляеву было запрещено покидать пределы своей минской квартиры, в которой за ним круглые сутки следили двое сотрудников КГБ.

«Связь с отцом у нас было только через его жену Ольгу, - вспоминает Ева Некляева. – Она рассказывала мне по телефону, как выглядит повседневная жизнь с двумя посторонними мужчинами в маленькой квартире. Она жаловалась, что они мочатся мимо унитаза, и ей приходится постоянно за ними убирать, и рассказывала о своей дилемме: с одной стороны, она их ненавидела, а с другой, как каждая хорошая хозяйка, хотела их угостить – накормить, заварить чай. Лена слушала и говорила, что это готовая пьеса!»

Летом в Минск документировать тему отправились трое драматургов и режиссеров, связанных с Театром.doc: Екатерина Бондаренко, Талгат Баталов и Александр Родионов. Они поговорили с Владимиром и Ольгой, собрали материалы. На их основе Елена начала писать пьесу. До этого в театре прошла серия вечеров под названием «Драматурги против репрессий», на которых читались тексты молодых авторов, вдохновленные событиями в Минске.

«Я только просила, чтобы это не было пропагандой, чтобы они не делали из отца жертвы системы. Театр.doc мне знаком, и я знаю, что они всегда стараются показать каждую проблему с разных сторон», - говорит Ева Некляева.

В пьесе Греминой все – политик, его супруга и охранники – заперты, как в тюрьме, в тесной двухкомнатной квартире. Они обречены на общество друг друга и им  приходится искать способы сосуществования. Если Владимир сглаживает конфликты и пытается  оправдать стражников, то его жена решительно защищает свою территорию. «Войдешь еще раз без стука, я тебе покажу!» - кричит она кгбешнику, который входит в их спальню. А когда сотрудники органов хотят посмотреть по телевизору матч, нарочно переключает на сериал.

От Беслана до Смоленска


Основанный десять лет назад Театр.doc – это феномен российской театральной сцены. В то время как большие государственные сцены обходят политические темы, воспевая классику, Театр.doc под руководством режиссера Михаила Угарова занимается самыми противоречивыми темами общественной жизни. От катастрофы подлодки «Курск» и теракта в Беслане до проблемы распространения алкоголизма: для них не существует тем-табу. Недавно совместно с вроцлавским театром Ad Spectatores они поставили спектакль «10.04» о крушении польского самолета под Смоленском. Российская часть спектакля посвящена… фильму «Улыбка», единственная копия которого летела в президентском самолете с фестиваля в Варшаве и стала одной из жертв катастрофы.

Их девиз – «Театр, в котором не играют». Материал для документальных пьес авторы театра черпают из интервью с участниками событий, блогов, записей в интернете. Они разговаривают с женщинами, отбывающими сроки за преступления, совершенные из-за страсти, с потерявшими работу шахтерами, со звездами скандальных телепередач и эмигрантами из Молдавии, живущими на московских улицах. Иногда зрители сами приносят в театр свои истории: так было со спектаклем «89-93 (Сквоты)» о российских сквотерах 1980-90-х годов. Художники, которые 20 лет назад жили и творили в московских сквотах, участвовали в создании спектакля и боролись с постановщиками  за каждую деталь.

Самой громкой премьерой театра последних лет была постановка «Час восемнадцать», рассказывающая чудовищную историю Сергея Магнитского – юриста-международника, работавшего в компании с британским капиталом, который был арестован на основании сфабрикованных обвинений после того, как обвинил чиновников российского министерства внутренних дел в масштабной коррупции и злоупотреблениях. Пройдя через пытки и побои, он умер в ноябре 2009 года в московской «Бутырке», так как ему не оказывали медицинской помощи. Спектакль продолжается столько же, сколько его агония: час восемнадцать минут, и показывает палачей Магнитского: врачей, охранников, судей, которые выглядят жертвами той же системы, что убила юриста.

Вначале спектакли театра строились из цитат, взятых из действительности, сейчас они становятся все более сложными и художественно утонченными. Примером может служить последний хит «Зажги мой огонь» - пьеса Александры Денисовой в жанре «political fiction» о том, что было бы, если бы великие музыкальные звезды - Джимми Хендрикс, Дженис Джоплин и Джим Моррисон родились в России в советские времена. Одновременно - это отражение биографии самих создателей спектакля, их советского детства и постсоветской молодости.

Под давлением театра

Создатели Театр.doc могут позволить себе больше свободы, чем государственные сцены, т.к. работают они на независимой основе. Они сами отремонтировали в центре Москвы, неподалеку от шикарной Тверской, подвал, в котором ставят свои спектакли, и выживают только на продаже билетов, редко получая гранты. Они не выносят приговоров, показывают факты, оставляя оценку зрителю. Возможно, поэтому, их тесный зал всегда полон.

Несмотря на то, что в зале Театра.doc лишь 70 мест, его спектакли получают широкий резонанс не только в России. Влияют ли они на действительность? Они, несомненно, вызывают дискуссии вокруг неудобных тем, в чем им помогают СМИ. Примером может служить дело Магнитского: полгода назад после премьеры под давлением западных государств и российских защитников прав человека кремлевская администрация поручила расследовать обстоятельства смерти юриста и обвинительный приговор против него. По мнению обозревателя «Московских новостей» Дины Годер, в этом есть и результат работы Театра.doc: «Сейчас, когда дело смерти Магнитского снова находится в суде, не остается сомнений, что важную роль в инициировании требований осуществить правосудие сыграл спектакль «Час восемнадцать», который стал судом над судьями, тюремными надзирателями и врачами».

Что будет со спектаклем «Двое в твоем доме»? Пока им заинтересовались западные театральные фестивали и театры: кроме краковских «Реминисценций» это Baltic Circle в Хельсинки, Spielart в Мюнхене, театры из Таллина, Вены и Праги, что гарантирует, что послание создателей дойдет до широкой публики. Как говорит Ева Некляева, важнее всего будет показ спектакля в Москве: «В России царит убежденность, что ничего невозможно изменить, но пример Белоруссии показывает, что можно и стоит бороться. От России зависит, быть или не быть режиму Лукашенко».