Несмотря на недавнюю серьезную неудачу, официальные представители NASA выражают уверенность в том, что российская космическая программа способна обеспечивать доставку грузов и астронавтов на Международную космическую станцию (МКС) и сохраняют оптимизм в отношении того, что в будущем проблем не будет.
Но чиновники в американском космическом агентстве одновременно признали на слушаниях в Палате представителей Конгресса в среду, что, хотя их и проинформировали о подробностях провалившегося августовского запуска, и что они ездили в Россию на встречу со своими российскими коллегами, NASA мало что может сделать в плане отслеживания ситуации.
«В конечном счете русские – эксперты в этой области. Это их двигатель, их конструкция», - говорит Уильям Герстенмайер (William H. Gerstenmaier), помощник руководителя директората NASA по пилотируемым исследованиям и операциям.
«Нам приходится полагаться на русских, на их «базовый анализ» того, что пошло не так с неудачным запуском космического корабля «Союз», который не смог достичь орбиты», - говорит он.
После того, как российский космический корабль «Союз», с грузом в размере порядка трех тонн продуктов и оборудования для Международной космической станции, упал в Сибири два месяца назад, американские чиновники сказали, что им регулярно предоставляли информацию о ходе расследования случившегося.
После завершения американской программы шаттлов в июле, российские корабли остались единственным транспортным средством, позволяющим добираться с Земли на МКС – до тех пор, пока американские частные компании не возьмут на себя часть усилий в этой области. NASA рассчитывает передать грузовые миссии частным перевозчикам в течение года-двух, но пилотируемые миссии начнутся не раньше чем через пять лет, что создает ситуацию, когда российское космическое агентство «Роскосмос» будет оставаться единственной жизнеспособной возможностью.
После инцидента миссии «Союзов» были временно приостановлены, а продолжающееся российское расследование пришло к выводу, что причиной аварии стала поломка в газогенераторной установке двигателя. Россия ранее в этом месяце осуществила успешный запуск спутника в рамках своей программы по созданию системы глобального позиционирования.
Со времен августовской аварии, говорит г-н Герстенмайер, Россия вернула некоторые из своих космических двигателей обратно на заводы для дальнейшего тестирования. Официальные лица в обеих странах хотят осуществить две успешные миссии по доставке грузов, прежде чем возобновить полеты с людьми на борту.
Ранее в этом году NASA согласилась заплатить России 753 миллиона долларов за двенадцать полетов «туда-обратно» на МКС – около 63 миллионов долларов за место для американских астронавтов. Хотя это выше ранее действовавших ставок из-за российской инфляции и других причин для увеличения стоимости, кое-кто в Конгрессе говорит, что они были приятно удивлены тем, что Россия решила не пользоваться своим монопольным положением для взимания лишних денег с американской космической программы за места на ракетах «Союз».
Россия «могла бы резко поднять для нас стоимость, если бы они хотели сыграть жестко», - говорит представитель республиканцев Дана Рорабахер (Dana Rohrabacher), член палаты от Калифорнии и член подкомитета Сената по науке, космосу и технологиям в комитете по космосу и аэронавтике, который и проводил слушания в среду.
Несмотря на то, что он является единственным органом, предоставляющим услуги для миссии МКС, «Роскосмос» недоволен своей нынешней ролью. В выступлении перед парламентом ранее в этом месяце глава «Роскосмоса» Владимир Поповкин сказал, что он опасается, что его страна может отстать от других стран, если будет концентрировать все свое время, деньги и энергию на старых технологиях.
«Честно говоря, я не думаю, что это должно рассматриваться как крупное достижение для нас – что мы единственные, кто способен полностью поддерживать Международную космическую станцию. Мы вынуждены концентрировать усилия на производстве хотя и надежных и обладающих хорошей репутацией, но все же сравнительно старых космических кораблей», - сказал он.
Россия сейчас осуществляет около 40% космических запусков всего мира каждый год, но при этом занимает лишь 3% глобального рынка космической индустрии, общий объем которого, по данным Reuters, составляет 267 миллиардов долларов. Большая часть этих денег связана с космическими полетами нового поколения.
США, например, начали смотреть дальше околоземной орбиты и планируют миссии на Марс и другие исследования в глубоком космосе.