Последние два десятилетия Россия была вынуждена пожинать горькие плоды, связанные с экономическими санкциями и прочими действиями США и их союзников против самых разных государств. При этом для Соединенных Штатов было почти неважно, одобрены эти действия или нет Советом Безопасности ООН. Такова реальность, и ее стоит взять на заметку, думая о недавнем российском решении наложить вето в Совете Безопасности на американское предложение об ужесточении санкций против сирийского режима Асада, ведущего кровопролитную борьбу за выживание против усиливающегося антиправительственного движения протеста.
Прежде всего, задумайтесь о санкциях против Ирака, которые были введены вскоре после операции «Буря в пустыне» в 1991 году, остановившей вторжение в Кувейт. Россия долгие годы пыталась ослабить эти санкции, чтобы получить доступ к долгам режима Саддама Хусейна за поставленное ею до войны оружие и прочие товары. Соединенные Штаты и их союзники по НАТО игнорировали эти просьбы. Потом были санкции, введенные президентом Клинтоном и НАТО против Сербии – безо всякого утверждения в ООН. За этим последовали бомбардировки Белграда и других городов Сербии, издавна являющейся союзницей России – и опять без утверждения в ООН. То возмущение, которое возникло в России в связи с данными акциями, вызвало всплеск антизападных настроений в стране.
Кроме того, мы не должны забывать про вторжение в Ирак в 2003 году, которое возглавили Соединенные Штаты и НАТО – опять же, вопреки протестам России, Германии и Франции. Эта война обошлась в десятки тысяч жизней военнослужащих коалиции и иракцев; она поглотила почти триллион долларов из американской казны и создала в Ираке атмосферу неопределенности по поводу его дальнейшей участи после полного и окончательного вывода американских и союзнических войск. И наконец, в памяти россиян очень свежи воспоминания о сомнительных действиях США и НАТО (особенно Франции и Британии) в Ливии. Россия воздержалась, когда дело дошло до голосования в Совете Безопасности, а потом пожалела, что не воспользовалась своим правом вето. Дело в том, что Соединенные Штаты и европейские державы существенно превысили свои полномочия, которые им давала резолюция СБ ООН. А резолюция эта была написана, чтобы защитить жизнь невинных людей от ответного насилия со стороны режима Муаммара Каддафи. Вместо защиты жизней эти державы без промедлений приступили к свержению Каддафи, что будет иметь совершенно непонятные последствия как для Ливии, так и для всего окружающего ее региона.
В случае с Сирией следует отметить, что Россия материально заинтересована в этой стране, и санкции со стороны Запада вредят ее интересам. В Сирии находится единственная российская военная база на Средиземном море. Россия долгие годы поддерживает с режимом Асада взаимовыгодные торговые отношения. Но в данном случае Россией двигало главным образом беспокойство по поводу непредсказуемости так называемой арабской весны. По мнению России, протестные движения из этой категории вряд ли приведут к установлению демократического государственного строя по западному образцу. Напротив, они могут открыть дорогу к власти националистам и религиозным экстремистам, что будет иметь колоссальные последствия для стабильности региона.
Прежде всего, такие негативные последствия отразятся на главных союзниках Америки в этом регионе, какими являются Израиль и Саудовская Аравия. Если бы я верил в теории заговоров, то у меня возникла бы такая вот мысль. А может, Россия, США и Израиль заключили между собой секретный пакт, по которому Россия и Китай с ведома всех его участников накладывают вето, освобождая Вашингтон от последствий, вызванных дестабилизацией Сирии? В этом случае Соединенные Штаты выступят перед собственным народом и перед всем миром в роли борца за демократию. Но на самом деле, на теории заговоров меня не купить. Хотя факт остается фактом: неопределенность и нестабильность на Ближнем Востоке невероятно высока и без новых акций, ведущих к их дальнейшему усилению. Вспомним Египет. Сейчас уже совершенно очевидно, что любой выход из идущей там политической борьбы, если это не будет военная диктатура, создаст огромные проблемы для США и Израиля – о чем уже сегодня свидетельствуют прошедшие недавно в Египте антиизраильские протесты.
Сегодня уже ясно, что выступление России против войны в Ираке было правильным, и что Соединенным Штатам было бы намного лучше, если бы они не запутались в этой длящейся восемь лет авантюре. В равной степени понятно, что Россия заняла правильную позицию по Ливии, когда заявила, что Соединенным Штатам в условиях масштабной нестабильности в Египте, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах лучше не создавать еще одну зону конфликта в мусульманской Северной Африке.
Соответственно, нет никаких оснований ругать Россию, да и Китай тоже, за их вето в Совете Безопасности. Наверное, вместо этого их следует поблагодарить за попытку сдерживания зоны нестабильности на Ближнем Востоке в существующих сегодня географических рамках и за недопущение ее распространения на другие страны, оказавшиеся на краю пропасти. В конечном итоге, укрепление стабильности служит интересам Соединенных Штатов как мировой державы, которая стремится предотвратить глобальный хаос, особенно в связи с тем, что хаос этот представляет серьезную угрозу главному союзнику США в этом регионе Израилю.
Андраник Мигранян – директор нью-йоркского представительства Института демократии и сотрудничества. Он профессор кафедры политологии Московского государственного института международных отношений, бывший член Общественной палаты, бывший член Президентского совета.