Белград – Несмотря на отмеченное Европейской Комиссией улучшение регионального сотрудничества и значительный прогресс в двусторонних отношениях между Сербией и другими странами, участвующими в процессе стабилизации и расширения, а также поддержание хороших отношений с соседними государствами-членами ЕС, есть открытые вопросы, среди которых - демаркация границ.
Кроме того, нас призывают к осуществлению договоренностей, достигнутых в переговорах между Белградом и Приштиной, а также к продвижению в вопросе регионального представительства и проблемах, связанных с энергетикой и телекоммуникациями, рассказала Danas директор управления по евроинтеграции Сербии Милица Делевич.
Danas: Что еще, кроме беспрепятственного товароомена, свободы передвижения людей, участия в региональных инициативах и форумах считается для ЕС хорошим региональным сотрудничеством?
Милица Делевич: Европа ожидает не того, что у нас никогда не будет проблем, а готовности и доброй воли решать их в конструктивном духе. Это касается и старых проблем, и тех, которые могут возникнуть, а также применения существующих соглашений.
- Как тесно связано настаивание ЕС на региональном сотрудничестве с его внешней политикой, а прежде всего политикой безопасности, и какова конечная цель?
- ЕС был основан на интеграции и более тесном сотрудничестве членов как способе преодоления общего прошлого, в котором были и войны, и длительные конфликты, а также для более эффективного реагирования на будущие вызовы. Подобная логика применяется к Западным Балканам. Я думаю, что они хотят увидеть в регионе такое сотрудничество, каким бы оно было, если бы мы уже были членами ЕС.
- Какие наиболее серьезные вопросы, и с какими странами, остаются открытыми в плане регионального сотрудничества?
- Мне кажется, что самый лучший обзор проблем и достижений в области регионального сотрудничества представлен в заключении Европейской Комиссии от октября 2011 года, где отмечено улучшение регионального сотрудничества и значительный прогресс в двусторонних отношениях с другими странами процесса стабилизации и расширения (выделяют Хорватию и Боснию), и поддержание хороших отношений с соседними странами-членами ЕС. Из нескольких, по версии заключения, нерешенных вопросов, выделяют демаркацию границ, призывают к применению договоренностей, достигнутых в результате переговоров между Белградом и Приштиной, а также к необходимости достижения прогресса в области регионального представительства и вопросах, связанных с энергетикой и телекоммуникациями.
- Следует ли решить вопрос взаимных обвинений Загреба и Белграда в геноциде до того, как Хорватия вступит в ЕС? Как это влияет на региональное сотрудничество?
- Я считаю, что решение этого вопроса в интересах и Сербии и Хорватии как из-за конкретных выгод для граждан обеих стран, так и из-за того факта, что, решив эту проблему, Хорватия поспособствует восприятию себя как конструктивного нового члена, который привержен идеалам ЕС, в то время как Сербия почувствует положительный эффект от прогресса Хорватии и убедится в стремлении Хорватии способствовать продвижению стран региона в ЕС.
- Следует ли ожидать, что в определенный момент ЕС потребует от Сербии повлиять на Республику Сербскую, чтобы та сделала свой вклад в создание более функциональной Боснии и Герцеговины?
- ЕС может рассчитывать, что Сербия не будет препятствовать поиску консенсуса местных лидеров, но никак не на то, что она возьмет на себя ответственность за внутренний политический процесс в Боснии. Именно в этом контексте я и рассматриваю мнение Заключения Евро комиссии, которое наряду с потеплением в отношениях с Хорватией отметило улучшение отношений с БиГ. Декларация о Сребренице, принятая Национальным собранием, которая кроме осуждения преступления подтверждает и приверженность целостности Боснии и Герцеговины, безусловно сыграла в этом большую роль.
- Какого уровня регионального сотрудничества реально можно достичь между Белградом и Приштиной, чтобы ЕС сочло его удовлетворительным?
- Условия были четко определены в выводах Европейского Совета, они касаются достижения соглашенности о региональном представительстве Косова, реализации договоренностей, в том числе соглашения о интегрированном управлении граничными переходами, а также свободы передвижения EULEX и KFOR на всей территории Косова.