Представьте себе создание системы отслеживания 1,2 миллиарда человек: фотографирование, снятие отпечатков пальцев, внесение их в базу данных и выдачу идентификационных номеров.
Нандан Нилекани (Nandan Нилекани) не просто представляет себе подобную систему. Его задача – претворить этот замысел в жизнь в Индии.
Нилекани является главой индийского Управления уникальной идентификации. Ранее Нилекани прославился в качестве соучредителя Infosys, индийской компании-«первопроходца», специализирующейся на выпуске программного обеспечения. Недавно он побеседовал с Фаридом Закарией (Fareed Закария) в воскресном шоу «Фарид Закария GPS». Ниже приведена отредактированная версия их беседы. Ее также можно посмотреть, загрузив шоу целиком при помощи iTunes.
Закария: Расскажите, каким образом это нужно воспринимать. Ведь необходимо учитывать столько составляющих. Однако давайте начнем с технического аспекта. То есть вы берете все население Индии, которое в прошлом пересчитывали редко, и пробуете выдать каждому человеку биометрический идентификационный номер.
Нилекани: Именно так. С момента начала проекта три года назад нам удалось зарегистрировать уже 200 миллионов человек. И мы используем биометрию для выдачи уникальных номеров, чтобы не было случаев, когда кому-то происвоили больше чем один номер. Думаю, важнее то, что это цифровая онлайн-идентификация. То есть мы берем людей, у которых никогда не было удостоверения, и переносим в их в цифровой мир. Это скачок через целый этап в сфере идентификации.
– Почему это важно для Индии? Говорят, что, предположительно, люди смогут получить кредиты или гранты - или еще что-то - от правительства. А большинство людей ничего так и не получают. Я помню, как премьер-министр Раджив Ганди (Rajiv Gandhi) говорил, что из каждого доллара, что мы тратим на бедных людей, самим беднякам достается лишь 10 центов.
– 15, кажется. Должно быть 15.
– А остальное забирает посредник.
– На самом деле, это происходит по двум причинам. Первая заключается в том, что у нас проживают миллионы людей без удостоверений личности или какой-либо формы признания их существования со стороны государства. А если у вас нет формального удостоверения или другой формы признания того, что вы существуете, вы не можете открыть счет в банке или получить кредит. Вы не сможете купить мобильный телефон, получать социальные выплаты или работать. Не сможете снять жилье.
Таким образом, все связано с вашей базовой идентификацией. Поэтому это начинание можно расценивать как крупный проект по включению бедных, маргинализированных и не имеющих удостоверений слоев общества в формальную экономику. Это лишь один аспект.
Другой заключается в том, что индийское правительство тратит ежегодно примерно 60 миллиардов долларов на социальные выплаты и компенсации миллионам человек. Правительство должно быть уверено в том, что выплаты доходят до людей, которым они предназначены. Таким образом, обладая подобной системой идентификации личности, мы сможем гарантировать, что студенческие гранты, пенсии и выплаты по безработице будут доходить до человека, которому они предназначены оказываясь на его банковском или другом счету. Таким образом, программа сделает правительственные выплаты более эффективными, практичными и справедливыми. Программа также является крупным проектом по инклюзии населения.
– Насколько сложен этот процесс? Вы были предпринимателем в области, которая в Индии почти не регулировалась законами, так как правительство фактически не осознавало ее существования – в сфере высоких технологий. Теперь вы находитесь в самом сердце правительства. Насколько сложнее вести дела с бюрократией? Другими словами, что хуже: препоны бюрократические или политические?
– Я думаю, что в частном секторе легче, так приходится иметь дело с гораздо меньшим количеством людей. Нужно убедить команду менеджеров, совет директоров, инвесторов, аналитиков, нужно идти и что-то делать - делать новый выбор, покупать компанию, что угодно.
Что же касается государственной сферы, то здесь приходится отвечать перед гораздо большим количеством участников: правительством, парламентом, бюрократией, активистами, журналистами, судебной системой, следователями. Думаю, я узнал, что в государственной сфере требуется больше времени на продвижение идеи и достижение консенсуса. Разработка стратегии, которая всех устроит, требует длительного времени. Именно в этом для меня заключается главное различие между двумя мирами.