Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Первый в истории визит российского православного Патриарха и послание, подписанное им и председателем Епископской конференции Польши, - это акт религиозного экуменизма, первый шаг к диалогу после долгих лет конфликтов и недоверия. Это хороший день для поляков, чувствующих себя антисоветскими русофилами, и для русских, считающих себя антисоветскими полонофилами.

Первый в истории визит российского православного Патриарха и послание, подписанное им и председателем Епископской конференции Польши, - это акт религиозного экуменизма, первый шаг к диалогу после долгих лет конфликтов и недоверия. Это хороший день для поляков, чувствующих себя антисоветскими русофилами, и для русских, считающих себя антисоветскими полонофилами.

Это хороший день, так как совместное воззвание может послужить преодолению духа русофобии в польском католицизме и полонофобии в кругах Русской православной церкви. Это хороший день, поскольку он переламывает косность взаимной неприязни, которая сделала невозможным визит Иоанна Павла II в Москву.

Читайте также: Экзекуция патриарха


Христианские иерархи выразили готовность к «вступлению на путь искреннего диалога», обратив свои слова к верующим и неверующим. Было сказано, что прощение не означает забвение, а также заявлено о потребности в честных исторических исследованиях.  Хочется верить, что этому будет сопутствовать открытие архивов для церковных историков в обеих странах. Без этого было бы сложно говорить о правде, искренности и диалоге.

Польской стороне следует обнародовать все факты, связанные с дискриминацией Православия в эпоху второй Польской республики (1918—1939 гг., - прим.пер.). В отношении архивов Православной церкви должны высказаться мои российские коллеги.

В обращение иерархов говорится о «болезненном  опыте атеизма, навязанного нашим народам», и о «тоталитарных режимах, руководствовавшихся атеистической идеологией». Эти формулировки вызывают вопросы. Основой таких режимов, как нацизм или большевизм, был не атеизм (и тем более - не либерализм), а тоталитарный террор, разрывающий социальные связи; принцип, что человек - это собственность государства. Эти режимы убивали атеистов столь же часто и безжалостно, как и христиан.

Также по теме: Кирилл - Патриарх эпохи Пугачевой

Раз в послании говорится об «искреннем диалоге», об «утверждении толерантности» и «уважении неотъемлемого достоинства каждого человека», можно питать надежды, что диалога и уважения заслуживают не только католики и православные, но и прочие «инакомыслящие», включая либералов, социал-демократов, атеистов и геев.

Свобода и человеческое достоинство должны быть для всех, или их не будет ни для кого.