В Габале по завершении второго заседания Совета стратегического сотрудничества высокого уровня состоялась церемония подписания азербайджано-турецких документов с участием президента Ильхама Алиева и премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана.
Азербайджано-турецкий антироссийский демарш
Президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписали «Протокол второго заседания Совета стратегического сотрудничества высокого уровня между Азербайджанской Республикой и Турецкой Республикой». «Протокол сотрудничества между Бакинским государственным университетом и Институтом Юнуса Эмре по Проекту тюркологии» подписали посол Азербайджана в Турции Фаиг Багиров и координатор Института Юнуса Эмре по тюркологии Ясин Тунч. «Протокол сотрудничества между закрытым акционерным обществом «Азербайджанское телерадиовещание» и Управлением радио и телевидения Турции» подписали председатель закрытого акционерного общества «Азербайджанское телерадиовещание» Ариф Алышанов и генеральный директор Управления радио и телевидения Турции - TRT Ибрагим Шахин.
«Меморандум взаимопонимания между Министерством транспорта Азербайджанской Республики и Министерством транспорта, мореходства и коммуникации Турецкой Республики о развитии комбинированных грузовых перевозок» подписали министр транспорта Азербайджана Зия Мамедов и министр транспорта, мореходства и коммуникации Турции Бинали Йылдырым. «Меморандум взаимопонимания между Министерством иностранных дел Азербайджанской Республики и Министерством иностранных дел Турецкой Республики об обмене дипломатами» подписали министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров и министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу. «Протокол между правительством Азербайджанской Республики и правительством Турецкой Республики о регулировании деятельности «Азербайджано-турецкого совместного предприятия семеноводства и исследований» подписали посол Азербайджана в Турции Фаиг Багиров и руководитель Турецкого управления сотрудничества и развития Сердар Чам.
«Соглашение между правительством Азербайджанской Республики и правительством Турецкой Республики о координации поисковых и спасательных служб» подписали министр по чрезвычайным ситуациям Азербайджана Кямаледдин Гейдаров и министр транспорта, мореходства и коммуникации Турции Бинали Йылдырым. «Меморандум взаимопонимания между правительством Азербайджанской Республики и правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области технического регулирования, стандартизации, оценки соответствия, аккредитации и метрологии» подписали министр экономического развития Азербайджана Шахин Мустафаев и министр экономики Турции Зафер Чаглайан.
Еще перед вылетом в Баку в аэропорту Эсенбога в Анкаре Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция всегда будет поддерживать Азербайджан. По его словам, в ходе визита в Азербайджан он обсудит с президентом Ильхамом Алиевым ряд вопросов двустороннего сотрудничества. «Азербайджан является для Турции дружественной и братской страной. Так будет всегда», - сказал он.
11 сентября, после завершения второго заседания Совета стратегического сотрудничества между Азербайджаном и Турцией, Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган приняли участие в совместной пресс-конференции.
Премьер-министр Турции отметил, что сегодня предпринимаются ускоренные шаги по соединению железных дорог Азербайджана и Турции посредством создания железной дороги между Нахчываном и Игдыром. «Сегодня мы обсудили важные вопросы, затрагивающие политическую, военную, культурную, экономическую и другие сферы. Мы делаем очень важные шаги в энергетической сфере. 10 лет назад объем внешней торговли между нашими странами составлял 1 миллиард долларов, сегодня он составляет 3,5 миллиарда долларов. За последние семь месяцев товарооборот между Азербайджаном и Турцией составил 2,7 миллиарда долларов. Если мы приложим немного усилий, то выйдем к концу года к отметке в 5 миллиардов долларов, запланированной на 2015 год. После 2020 года мы поднимем товарооборот до отметки 20 миллиардов долларов», - сказал он.
Р.Т.Эрдоган отметил, что сегодня мир видит растущий, развивающийся Азербайджан. По его словам, пока две братские страны будут держаться вместе, Азербайджан и Турция смогут достичь и достигнут больших успехов. «Перед нами нет каких-либо препятствий. Мы можем предпринимать шаги в любой сфере. В недавнем прошлом мы с президентом Ильхамом Алиевым подписали документы по проекту TANAP. Сегодня процесс уже идет, и в кратчайшие сроки он начнет работу. С каждым днем во мне растет вера в то, что данное наше сотрудничество вызовет пристальный интерес всего мира. Наряду с этим у нас есть проект TASMUS. Этот проект будет важен с точки зрения совместной деятельности в оборонной промышленности и электронных коммуникациях. В настоящее время высшие чины соответствующих структур проводят серьезную работу по этому поводу», - продолжил премьер-министр Турции.
Согласно Реджепу Тайипу Эрдогану, сотрудничество между Азербайджаном и Турцией во всех сферах и в рамках международных организаций является примером для подражания. «Сегодняшнее членство Азербайджана в СБ ООН очень важно для Турции. Я надеюсь, что в 2015-2016 годах Турция тоже станет непостоянным членом Совета Безопасности», - заявил он.
Касаясь вопроса о возможности открытия армяно-турецкой границы, Р.Т.Эрдоган отметил, что границы не будут открыты, пока стороны, и в первую очередь Минская группа ОБСЕ, не найдут решения армяно-азербайджанскому нагорно-карабахскому конфликту. «Мы всегда об этом говорили. Мы не можем пойти на этот шаг. Наши шаги зависят от вывода вооруженных сил Армении с оккупированных азербайджанских территорий. Международное сообщество признает эти земли за Азербайджаном, но не возвращает эту территорию ему - законному владельцу. И в этом вопросе Турция всегда будет рядом с Азербайджаном», - подчеркнул премьер-министр Турции. За десять дней до заседания совета турецкая пресса многообещающе писала, что встреча пройдет в азербайджанской столице и затронет все важные аспекты двустороннего и регионального сотрудничества. Но те же турецкие СМИ обошли вниманием габалинскую встречу. Даже перед отъездом в Азербайджан на традиционном брифинге в аэропорту СМИ полностью сосредоточились на теме последних терактов в Турции, отодвинув тему Азербайджана на второй план.
Как отмечают аналитики Turan, заседание совета проходило в не присущей для двусторонних отношений скрытной атмосфере, в пяти шагах от закрывающейся в январе 2013 года российской радиолокационной станции «Дарьял». Как уже сообщала наша газета, азербайджанский центр политических исследований «Атлас» расценил этот жест как послание России о безоговорочном выводе своей РЛС из Азербайджана.
Но, как считают аналитики Turan, есть и другие основания о причинах проведения заседания в Габале. Во-первых, это самый развивающийся живописный регион Азербайджана, который способен обеспечить встречу высокого уровня, а во-вторых, место, удаленное от далеких глаз и предрасполагающее для обмена мнениями по стратегически важным вопросам, соответствующим уровню встречи. После встречи с Алиевым Эрдоган обозначил круг обсуждаемых вопросов, которые не вписались в тему подписанных протоколов и меморандумов. Он отметил развитие сотрудничества в политической, культурной, военной и энергетической областях. И, конечно же, отдельным направлением консультаций были вопросы урегулирования армяно-турецких отношений и карабахского конфликта. Этим темам Эрдоган уделил особое внимание как накануне визита, так и после завершения второго заседания совета.
В последнее время в политической сфере на первый план выдвинулись сирийская и иранская проблематика, региональная безопасность, внутриполитическая ситуация в Азербайджане и Турции, связанные с предстоящими президентскими выборами в обеих странах. На культурном направлении в рамках проекта «Тюрксой» более активно стали продвигаться проекты по формированию единого культурного тюркского пространства от Анатолии до границ Центральной Азии и Китая.
В военной области продолжаются проекты по переоснащению и переустройству азербайджанской армии по стандартам НАТО, где Турция играет важную роль. В энергетической области, которую Эрдоган назвал вершиной отношений, полным ходом идет реализация трубопроводных и нефтехимических проектов мирового масштаба. И, наконец, в вопросе карабахского конфликта проявляется более жесткая позиция Турции. Эрдоган обозначил как условие нормализации армяно-турецких отношений восстановление юрисдикции Азербайджана над Карабахом.
О том, что основными темами переговоров стали именно эти вопросы, косвенно свидетельствует и повестка заседания первого высокого заседания 25 октября 2011 года в турецком городе Измире. Эти направления тогда были тщательно проанализированы Алиевым и Эрдоганом.
Хотя стороны и не распространялись по этим вопросам, но заявление Эрдогана об увеличении товарооборота с 3,5 млрд. до 5 млрд. свидетельствует не о словесной, а реальной высокой динамике отношений на базе лозунга «Одна нация - два государства».
И все же обращает на себя внимание то, что значимость подписанных документов по итогам переговоров Алиева и Эрдогана никак не соответствует высокому уровню самой встречи, что является ярким доказательством того, что президент Азербайджана и премьер-министр Турции обсудили намного более важные вопросы, скорее всего, геополитического характера, официально не включенные в повестку дня.
Россия больше не стратегический партнер Турции
Прежде всего обращает на себя внимание и то, что именно в Габале премьер-министр Турции впервые публично раскритиковал позицию России по урегулированию внутрисирийского конфликта, особенно предложение Москвы о необходимости проведения президентских выборов. При этом Москва заявила, что если Башар Асад победит в результате этих выборов, международное сообщество должно уважать выбор сирийского народа. «О каких свободных выборах может идти речь в условиях гражданской войны?» - вопросил, комментируя эту инициативу Москвы, Реджеп Тайип Эрдоган. До сих пор премьер-министр Турции избегал прямых и однозначных оценок позиции России по внутриполитическому кризису в Сирии.
По сути, заявление Эрдогана можно считать признанием завершения этапа стратегического партнерства между официальными Анкарой и Москвой, когда позиции двух государств «по всем вопросам международной повестки дня совпадали», и даже после августовской пятидневной войны между Россией и Грузией. О неизбежности развития событий по этому сценарию наша газета писала не раз. Не помогли даже дружеские отношения между Эрдоганом и самим Путиным. Но дело не только в Сирии.
Стоит вспомнить, что в августе 2008 года именно Турция, а если быть точным, по указанию лично Эрдогана, который, скорее всего, действовал по просьбе Путина, по возможности задержала реализацию операции военно-морских сил США по поддержке Грузии. Из-за задержки официального разрешения на проход через проливы военные корабли США прибыли к берегам Грузии с опозданием на несколько дней.
А сегодня Грузия и Турция собираются провести совместные учения на море. По информации пограничной полиции Грузии, учения состоятся 13 сентября в акватории Батуми, и в них примут участие экипаж турецкого катера береговой охраны TCSG-71, а также сотрудники службы береговой охраны погранполиции Грузии и имеющиеся у этой службы плавсредства. Турецкий катер вошел в территориальные воды Грузии 10 сентября. Визит состоялся в рамках плана двустороннего сотрудничества между Грузией и Турцией 2012 года. Его целью являются обмен опытом в сфере охраны морских границ и планирование-проведение совместных морских учений. Турецкие пограничники уже побывали в Поти, где возложили венок к мемориалу погибшим в грузино-российской войне, установленному на Потийской базе службы береговой охраны. Они провели встречи с мэром Поти и командованием департамента береговой охраны. Катер прибыл в Батумский порт 11 сентября. TCSG-71 покинет морское пространство Грузии 13 сентября, сразу по завершении совместных учений.
Тут необходимо обратить внимание на следующие моменты: во-первых, турецкие военные возложили венок к мемориалу погибшим в грузино-российской войне, что по сути является политическим демаршем и не может не раздражать Москву. Во-вторых, Турция, которая во время грузино-российской войны 2008 года сохранила полный нейтралитет, сегодня расширяет военное сотрудничество с Грузией, в том числе в сфере обеспечения безопасности границ. Неважно, что в этих совместных учениях участвовал всего лишь один катер береговой охраны. Важен сам факт. В-третьих, обращает на себя внимание тот факт, что армяно-российские эксперты начали обвинять американо-турецкий тандем в «замораживании» мирных переговоров по урегулированию карабахского конфликта в связи с событиями вокруг Рамиля Сафарова, что, по их мнению, повышает угрозу возобновления боевых действий.
Армяно-российский эксперт Виктор Якубян в статье «Операция «Рамиль Сафаров»: США устанавливают новый статус-кво в Закавказье», опубликованной на ИА REGNUM, утверждает, что, добившись экстрадиции и демонстративно помиловав Рамиля Сафарова, президент Азербайджана Ильхам Алиев добился того, к чему давно и откровенно стремился - к прекращению переговорного процесса в рамках Минской группы ОБСЕ с Ереваном. Впрочем, по его мнению, аналитики и эксперты уже давно не могли понять, о чем, собственно, идет речь во время многочисленных встреч глав Азербайджана и Армении, если одна сторона хочет вернуть Карабах в свой состав, а вторая говорит, что этого не произойдет никогда. Оставалось одно утешение - переговоры не давали двум соседним странам скатиться в новую военную конфронтацию. «Пока идут переговоры - война маловероятна», - утверждали оптимисты. «Переговоры не могут быть механизмом поддержания статус-кво», - парировали на это официальные лица из Баку.
Тем самым прекращение переговоров и разрушение формата МГ ОБСЕ стало минимальным необходимым условием для достижения еще более важной и также неоднократно заявленной цели Азербайджана - положить конец статус-кво в самой зоне карабахского конфликта, утверждает армяно-российский эксперт.
Ягубян отмечает, что, с этой точки зрения, заявление высокопоставленного представителя Государственного департамента США о том, что Вашингтон отныне «не уверен в том, имеет ли смысл организовывать мероприятия в рамках процесса мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта» - целиком и полностью соответствует текущим целям и задачам Азербайджана. Многоходовая провокация с Сафаровым состоялась. Страна НАТО Венгрия - его депортировала, Азербайджан - освободил, США - поставили под сомнение целесообразность дальнейших переговоров.
«Но американцы не были бы самими собой, если бы не отработали сценарий не на 100%, а на 110% - после освобождения Сафарова многочисленные армянские информационные сайты, поддерживаемые посольством США, «повесили» ответственность за все это на Россию», - злорадствует Ягубян. По его мнению, выражая сомнения в целесообразности продолжения мирных переговоров, американцы фактически оставляют единственный альтернативный сценарий - войну. «Другой возможный вариант действий - принуждение Азербайджана к мирным переговорам, но он американцами, естественно, не рассматривался», - уверен Ягубян.
Примечательно, что заявление Госдепа США о том, что продолжать переговоры между Ереваном и Баку бессмысленно, последовало сразу после встречи глав внешнеполитических ведомств России и США во Владивостоке. При этом МИД России в своем итоговом сообщении дал совершенно иную оценку перспективам работы МГ ОБСЕ, а именно, что Лавров и Клинтон «выразили намерение не оставлять усилий в качестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ для возобновления переговоров по решению нагорно-карабахского конфликта». Получается, что Госдеп США опроверг МИД России - никаких «усилий» в условиях сомнения в их эффективности США прилагать не будут. «А остановка переговорного процесса - это прямой путь к дестабилизации ситуации в зоне конфликта», - считает эксперт.
Ягубян также считает, что согласованным параллельным курсом идет Турция. Ее часть работы - демонстрация однозначной военно-политической поддержки Азербайджану. «Наша поддержка Азербайджану безгранична», - заявляет турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, предваряя заседание Совета стратегического сотрудничества двух стран на высшем уровне, которое организовали не где-нибудь, а в Габале, где Россия пока еще эксплуатирует РЛС «Дарьял», напоминает армяно-российский эксперт.
Эксперт вспомнил также о проведении военных учений с участием Турции в Грузии и Кыргызстане - точках серьезного турецкого политического и экономического присутствия. Эти послания, безусловно, адресованы России, которая пока еще является стратегическим партнером Армении в области безопасности. А именно США, Турция и Азербайджан (Венгрия выступила в данном сценарии в эпизодической роли) недвусмысленно демонстрируют Москве весь арсенал рисков в Закавказье и инструментов по их контролю, считает он.
По мнению эксперта, «другим адресатом провокации с освобождением Сафарова, как представляется, является Иран». Азербайджан, как считает автор, пребывает в достаточно щепетильной ситуации, когда интенсивность и острота противоречий с Тегераном достигла беспрецедентно высокой отметки. Это было еще раз подтверждено практически неучастием азербайджанской стороны в требуемом формате на саммите стран Движения неприсоединения (ДН) в Тегеране, хотя и Баку является полноправным членом этой организации. Напротив, Армения, не являющаяся членом ДН, приняла в форуме весьма активное участие. Как считает автор, с точки зрения Тегерана, Армения была и есть важным участником закавказской политической арены, а территория страны - естественным барьером между Турцией и Азербайджаном.
«Именно в таком своем состоянии Армения не дает Турции «слиться» с Азербайджаном и стать доминирующей силой в Кавказском регионе. С этой точки зрения Азербайджан, торпедировав армяно-турецкий процесс по разблокированию границ, в некотором роде действовал в интересах Ирана и, как это ни парадоксально, против интересов Турции. Объяснить это можно только тем, что главным мотивирующим планом Баку является полное и безоговорочное удушение экономики Армении, о чем официальные лица Азербайджана говорят часто и прямо. Однако это не отменяет приоритет Тегерана - не дать Турции и Азербайджану «снять армянский барьер». Не случайно турецкие СМИ приписали Тегерану заявление о намерении блокировать Нахчыван, если Азербайджан снимет визовый режим для граждан Турции», - заявляет Ягубян.
Суммируя обстоятельства и тенденции текущего момента, армяно-российский эксперт приходит к следующим выводам:
1. Азербайджан добивается прекращения переговоров в рамках МГ ОБСЕ. Это было ясно, когда Баку фактически в одностороннем порядке провалил посреднические усилия Дмитрия Медведева, «рубежным» итогом которых должны были стать переговоры в Казани.
2. Остановка миссии МГ ОБСЕ будет означать выход США, России и ЕС в самостоятельную конкуренцию вокруг карабахского процесса, и позиции Москвы в настоящее время здесь наиболее уязвимые.
3. Армения на этом фоне пытается плавно интенсифицировать западный вектор своей политики, не спешит безоговорочно вливаться в российские интеграционные проекты, получая вдобавок к внешним угрозам еще и риск дестабилизации внутриполитической ситуации.
4. На фоне ослабления влияния России свои позиции начинает терять и Иран. Наблюдается беспрецедентное наращивание военного сотрудничества Азербайджана с Израилем. США активно поднимают тему «Южного Азербайджана», которая находит поддержку среди политических кругов в Баку. Акции в поддержку экологии озера Урмия и озвучивание в парламенте Азербайджана идеи о переименовании страны в «Северный Азербайджан» - прямые и жесткие выпады против Ирана.
5. Грузинский плацдарм позволяет США и далее укреплять свои региональные позиции, «выпихивая» Россию на север, а Иран - на юг. Разыграв «карту Сафарова» и усомнившись в необходимости продолжения переговоров вокруг карабахской проблемы, США устанавливают в регионе новый - американский статус-кво: очень неуютный и опасный для Армении, которой предложено определиться со своей внешней политикой и оборонной стратегией, одинаково не выгодный для России и Ирана.
6. Ослабление Армении будет вести к усилению азербайджано-турецкого тандема и грузинского коридора между ними. Вход и укрепление Турции в Закавказье открывает шлюз для проникновения дестабилизации с Ближнего Востока через Закавказье в Северный Кавказ и Среднюю Азию.
7. Война в самом Карабахе маловероятна до тех пор, пока США достигают своих политических целей без нее. Она во многом будет зависеть от будущей политической линии президента Армении Сержа Саркисяна, поскольку освобождение Сафарова было, прежде всего, прицельным информационным и политическим выстрелом по его позициям со стороны Запада. Последовавшие же заявления поддержки и сожаления со стороны американской администрации - заветный пряник, указывающий в каком направлении необходимо двигаться дальше. Начну с тех моментов, где господин Ягубян явно пытается, притом, вопреки фактам, вешать всех собак на американо-турецкий тандем. Во-первых, высокопоставленный сотрудник Госдепа ничего не говорил о прекращении деятельности МГ ОБСЕ. Наоборот, по его словам, между Клинтон и Лавровым состоялся «общий разговор на предмет того, можно ли охладить ситуацию и улучшить атмосферу».
Речь не шла о прекращении деятельности сопредседателей МГ ОБСЕ. Речь шла о мероприятиях об организации мероприятий более высокого уровня, прежде всего, на уровне президентов. Сегодня об этом и мечтать невозможно. Хотя бы потому, что политическая элита Армении вообще требует выхода из переговорного процесса и признания Нагорного Карабаха. Российское экспертное сообщество считает развитие событий по этому сценарию более чем логичным. Но все единодушны в том, что накануне президентских выборов после помилования Р.Сафарова С.Саркисян не может себе позволить какого-либо видимого прогресса даже в вопросе оживления переговорного процесса.
Во-вторых, господин Ягубян сводит все процессы, происходящие вокруг Р.Сафарова, к простой и примитивной схеме. «Страна НАТО Венгрия - его депортировала, Азербайджан - освободил, США - поставили под сомнение целесообразность дальнейших переговоров». Все так просто. Москва имеет достаточное количество «агентов влияния» среди представителей азербайджанской правящей элиты, чтобы пролоббировать реализацию подобных ура-патриотических идей, геополитические последствия которых отвечали бы интересам России. Это несложно.
В-третьих, существование формата МГ ОБСЕ никогда не была помехой проведению «сепаратных» переговоров под патронажем одной или двух ведущих держав. Подобные переговоры вела Россия до подписания соглашения об установлении режима прекращения огня, в последующем США - до 2001 года, и, наконец, Дмитрий Медведев в течение предыдущих трех лет. Притом существование формата МГ ОБСЕ было выгодно тем, кто был инициатором подобных «сепаратных» переговоров. Можно было выдать собственные инициативы за усилия «международного сообщества» в лице МГ ОБСЕ. Ведь публично посредники, кривя душой, заявляли, что они готовы принять любой вариант урегулирования конфликта, который будет приемлем для самих сторон конфликта.
По всеобщему убеждению, после провала посреднической миссии Д.Медведева эстафетную палочку собирался подхватить американо-французский тандем. Притом можно было предположить, что с усилением противостояния между Россией и США в глобальном масштабе в целом, а в регионе в частности, Вашингтон на этот раз проявил бы большую настойчивость для урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. В этих условиях вопрос о том, кому было выгодно лишить президента Армении свободы маневра, становится почти риторическим.
И, наконец, в-четвертых, до тех пор пока Азербайджан и Грузия не имеют однозначных гарантий безопасности со стороны западных партнеров, или же со стороны их единственного союзника в регионе, то есть, Турции, Россия будет иметь более сильные и действенные военно-политические рычаги влияния на развитие событий, в случае, если они будут развиваться по силовому сценарию.
А в остальном, то есть, в своих общих выводах по поводу интересов и задач США и Турции в регионе, господин Ягубян прав. Но для этого необходимо военно-политическое присутствие союзных Азербайджану и Грузии, как принято говорить, внерегиональных сил на Южном Кавказе…