Во время избирательных кампаний политики часто подбрасывают «электорату» всякие интересности.
В случае кампании-2012 такими сюжетами стали не только вопросы использования вездесущего админресурса со стороны политических партий, или «дутая социология» манипулятивных политических проектов, умеренные и менее умеренные ссоры в оппозиции, традиционно непрозрачное финансирование избирательных кампаний и извечная дилемма: а как быть с ЕС и давно парафированным соглашением об Ассоциации, но прежде всего вопрос языка.
В соответствии с этим возникает вопрос к политикам или тем, кто ими себя считает - как после выборов будет развиваться ситуация с законом об основах государственной языковой политики от Партии регионов?
Готовы ли политические партии, которые его критиковали, в теоретически обновленном парламенте сделать четко артикулированные шаги к изменению этого контроверсионного и непрозрачного речевого шага от ПР?
Следующий вопрос – будет ли дальше делаться вид полного отсутствия правок, разработанных к закону под эгидой Богатыревой, ведь даже согласно августовским заявлениям Януковича соответствующие изменения должны были быть проголосованы в ВР еще в конце сентября 2012 года.
Следовательно, избирательная целесообразность сильнее, чем имидж «сказал - сделал»?
А проработка изменений к тому, что просто нужно переписать, даже учитывая оценки ВКНМ ОБСЕ и Венецианской комиссии, давалась непросто. Так же непрозрачной продолжает оставаться и дальнейшая бюджетная судьба наработок по условной программе развития украинского языка.
Зато вопреки обещаниям, президент Янукович, премьер-министр и лидер ПР Азаров неоднократно утверждали, что изменений в языковой политике уже не будет, а лидер фракции ПР в ВР Ефремов несколько раз упрекал, что языковой политике сегодня не время, ведь - выборы.
А между тем в течение конца августа-середины сентября вопросы языковой политики, кроме выступлений и дискуссий, переместились в плоскость реализации положений закона «Об основах государственной языковой политики» на уровень областных и городских советов в значительной степени на Востоке и Юге Украины.
Формулировка соответствующих решений городских советов отличалаось от «информирования о законе» до «принятия мер ..., направленных на использование русского языка как регионального на территории Запорожской области».
Применение «языкового» закона происходило путем предоставления дополнительных преференций русскому языку, при этом другие языки меньшинств, по закону это 18 языков, почти не были учтены - кроме венгерского и румынского.
Вопросов всегда больше чем ответов, но и ответов, которые противоречат заявлениям и обещаниям тоже хватает, как и проблем и потребности диалога с различными группами национальных меньшинств, коренных народов по учету всех сложных культурно-политических интересов.
Понятно, что языковая ситуация и проблема статуса языков на Украине постоянно находятся в центре внимания и противостояния различных политических сил.
Языковое расслоение украинского общества отчасти обуславливается культурно-историческими особенностями регионов Украины, однако углубляется вследствие спекуляций на этой проблематике со стороны определенных внутренних и внешнеполитических сил.
Несмотря на традиционную вторичность внимания к языку и у политиков, и у общества в межвыборный период этот своеобразный «троянский конь» входит в электоральные состязания мощно и традиционно.
Партии и избирательные блоки в настоящее время сосредоточены на вопросах языковой политики, прежде всего это касалось предложений по пересмотру статуса русского языка, придания ему статуса государственного или официального.
Политические силы эксплуатировали эту проблематику и во время избирательной кампании 2002 года, 2004 года, не стали исключением и выборы 2006 и 2007 годов, президентские выборы 2010 года.
Обычно соответствующие темы обостряются во время избирательных кампаний для «мобилизации электората», ведь касаются основных вопросов национальной идентичности и всего, что с ней по существу связано, того, что в значительной мере делает население страны - обществом.
Двуязычие от Партии регионов
Итак, что имеем по языковому законодательству на перспективу, судя по заявлениям и программам политических партий.
Последовательным является Янукович. Можно вспомнить, что еще в марте 2012 было заявлено, что в ближайшее время Украина примет закон о двух государственных языках - украинском и русском: «В этом заинтересована Украина, в этом заинтересованы люди, в этом заинтересовано население, которое разговаривает в основном на двух языках - украинском и ррусском» , - отмечал президент. Что и было успешно сделано - 3 июля 2012 года ВР приняла закон «Об основах государственной языковой политики».
И здесь нет открытий, ведь еще в предвыборных программах Виктор Янукович традиционно придерживался идеи предоставления статуса русскому как государственному. В его программе с 2010 года значится такой девиз: «ДВА ЯЗЫКА - ОДНА СТРАНА!».
Тему государственного статуса русского языка он затрагивал уже не как в предыдущие годы - через «единство в разнообразии», но с точки зрения «реального утверждения на Украине европейских стандартов демократии, неуклонного обеспечения прав и свобод человека», он ссылается на нормы «международного права, Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств «.
В нынешней программе ПР-2012 также все предусмотрено для продолжения генерального обещания - «предоставления русскому языку статуса второго государственного». При формировании большинства из 300 депутатов, это вполне возможно, и не стоит строить иллюзий о наличии стратегических замыслов президента относительно единства страны.
ПР уже давно и последовательно пытается своими политиками в образовании, памяти размыть тот идентификационный субстрат, скреплявший «Оранжевую революцию» 2004 года.
Этим программным пожеланиям ПР вторит КПУ, как бы коммунисты с экранов телевизоров не критиковали «олигархический режим». В языковом вопросе они являются едиными - «предоставление через референдум русскому языку статуса второго государственного», - отмечается в программе Компартии.
И можно не сомневаться, что, в случае прохождения в ВР и формирования большинства из ПР, КПУ, «тушек» и мажоритарщиков рука КПУ не дрогнет при голосовании поправок в Конституцию Украины относительно статуса украинского языка.
А что же о языке думает оппозиция?
На вопросе языкового противостояния отчасти делает свою избирательную кампанию и ВО «Свобода», которая стремится «отменить антиукраинский закон Кивалова-Колесниченко «О принципах государственной языковой политики», принять вместо этого закон о защите украинского языка и создать Государственный комитет языковой политики.
В то же время здесь ситуация как в черно-белом кино, ведь ни слова о вопросах языков национальных меньшинств, несмотря на то, что спекуляции относительно этих проблем вполне реальны и обозримы в том же Крыму по крымскотатарскому языку, на юге - болгарскому, на Западе - венгерскому.
УДАР стремится поддержать украинский культурный продукт путем стимулирования инвестиций в сферу культуры: национальное книгоиздание, кинематограф и кинопрокат, написание музыкальных и литературных произведений, однако вопрос статуса языков в программе обходит.
А во время митингов в июле 2012 Кличко заявлял, что как гражданин Украины убежден, что государственный язык должен быть один - украинский. И он сегодня нуждается в защите. В то же время, пока так и остаются неизвестными версии и варианты и сам путь изменений в уже действующий закон.
Особенно, если оппозиционным силам не удастся сформировать большинство. Тогда могут повториться варианты бездеятельности и растерянности оппозиции, которую «разводят как котят».
А что объединенная оппозиция? Еще два года назад Арсений Яценюк заявлял, что «гарантией существования и постепенного развития украинского языка как единственного государственного должно быть отсутствие и недопустимость любой дискриминации русскоязычных и иноязычных граждан Украины».
Сентенции «образовательного двуязычия» в Крыму тогда, в 2009 году, отчасти вызвали в отдельных СМИ на западе Украины довольно радикальное трактовки, вроде как «Украинец Яценюк готов пожертвовать государственным языком в Крыму и на Востоке Украины».
Несмотря на такую компромиссность он выступал против внесения изменений в Конституцию относительно языка, поскольку в ныне действующем Основном Законе «написано черным по белому - единственным языком, который защищен, кроме украинского, является русский».
В нынешней версии объединенной оппозиции есть желание наполнить «реальным содержанием статус украинского языка как единственного государственного. Будем содействовать его полноценному применению во всех сферах общественной жизни, в частности на телевидении, радио, в книгоиздании, кинематографе и шоу-бизнесе» и обещается создать «условия для свободного развития всех языков, гарантируем права национальных меньшинств согласно европейским стандартам».
Однако, пока немного непонятно, как это будет делаться, на основании каких вариантов и законопроектов, будут ли там учтены различные составляющие языковой политики и защиты прав национальных меньшинств?
И что мешало осуществлять соответствующие желания в ВР раньше, особенно, когда профильный комитет по вопросам культуры и духовности был БЮТовским. Но хватит ли у оппозиции защиты, политической воли, не станет ли языковой вопрос заложником компромиссов и вероятных договоренностей?
Итак, в сфере языковой политики от ПР до 2015 года Украину вполне вероятно ожидают очередные потрясения относительно изменений языковых правил игры. Сможет ли представить свои версии изменений и развития оппозиция и какими они будут?
В любом случае соответствующие вопросы идентичности требуют внимания и диалога между сторонами, ведь вполне реально раскалывают и без того шаткое общество не только в период выборов.
Перевод: Антон Ефремов.