Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Тбилиси-Москва: железная дорога, которой не будет

© flickr.com/Zopidis Lefterisжелезная дорога
железная дорога
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Возобновление железнодорожного сообщения между Грузией и Россией в обозримом будущем не представляется возможным, считают эксперты. Это экономически невыгодно для Тбилиси, да и Россия с Абхазией вряд ли нормально относятся к данной идее. Сами грузины могут воспринять открытие железной дороги как предательство национальных интересов страны.

Возобновление железнодорожного сообщения между Грузией и Россией в обозримом будущем не представляется возможным, считают азербайджанские эксперты. Это экономически невыгодно для Тбилиси, да и Россия с Абхазией вряд ли нормально относятся к данной идее. Сами грузины могут воспринять открытие железной дороги как предательство национальных интересов страны. Но больше всего, конечно, этот проект настораживает Баку, ведь поезда будут следовать прямо в Армению, что облегчит транспортировку российского оружия на военную базу в Гюмри.

Открытие сквозного железнодорожного движения через Абхазию выгодно только Армении, которая после аннексии 20 процентов территории Азербайджанской Республики (нагорная часть Карабаха и прилегающих к ней районов) оказалась в положении частичной экономической блокады, считает политолог из Баку Муртаза Гасанов. Это также на руку России, которая получит прямую наземную связь со своей военной базой в Гюмри. Отрицательным моментом является то, что у Москвы появится возможность переправлять в Армению тяжелое вооружение и ракеты.

«Такое развитие событий мы не исключаем, потому что в России Армению открыто называют форпостом, и неоднократно были зафиксированы случаи безвозмездного предоставления вооружений Армении. На это можно было бы закрыть глаза, если бы не продолжалась агрессия со стороны Армении в адрес Азербайджана и вооруженные провокации на линии прекращения огня», - говорит азербайджанский политолог Муртаза Гасанов, рассуждая о возможном возобновлении железнодорожного сообщения между Грузией и Абхазией.

Читайте также: Грузия хочет убедить Брюсель в своем стремлении к Западу

Но в данном вопросе необходимо учитывать интересы и других стран региона, в том числе и самой Грузии. Политолог Габиль Гусейнли считает, что с экономической точки зрения это не сулит ей больших дивидендов. Ведь сегодня у Грузии довольно натянутые отношения с Россией, и улучшение в ближайшем будущем вряд ли возможно. Любое правительство, которое пойдет на сближение со страной, признавшей независимость части грузинской территории, будет считаться враждебным к интересам грузинского народа. Значит, изменения возможны только в том случае, если Москва признает территориальную целостность Грузии, говорит Гусейнли.

«Все это невозможно в ближайшем будущем. Ни путинская Россия, ни официальный Тбилиси не пойдут на это. В первом случае, глава РФ не захочет, чтобы это было истолковано как слабость Москвы. А во втором, как уже было сказано, грузинское правительство может оказаться в роли предателя национальных интересов страны», - говорит политолог. В таком случае максимум, на что может претендовать Грузия в случае возобновления сквозного железнодорожного сообщения через Абхазию, это возможность отправлять грузинское вино на рынки России (если этого позволит Москва) и возможность для граждан страны относительно дешево приобретать билеты на поезд для поездки в Россию. К этому можно добавить незначительную плату за транзит грузов из России в Армению. Но и тут, с учетом скудного рынка Армении, рассчитывать на многое не приходится», - считает Габиль Гусейнли.

Что касается других сторон, связанных с этим предложением, то Азербайджан, естественно, не хочет возобновления работы этой железной дороги. «Причина довольно проста. Мы находимся в состоянии войны с Арменией, которая оккупировала наши земли. Мы пытаемся воздействовать на эту страну экономическими методами. А этот проект может служить частичному разблокированию Армении, что неприемлемо, пока не освобождены азербайджанские территории», - считает эксперт.

Также по теме: Представитель премьера Грузии по РФ - Предлагаем Москве возобновить разговор

Говоря об интересах абхазской стороны, политолог утверждает, что это предложение пугает ее. «Во-первых, предложение поступило от Грузии, что уже настораживает Сухими. С другой стороны, незначительность экономической составляющей для Грузии говорит о том, что проект больше носит политический характер и будет служить политической интеграции. А такой ход событий неприемлем для нынешних руководителей Абхазии, которые ратуют за юридическое отчуждение этих территорий от Грузии», - подытожил Габиль Гусейнли.


Эксперт Эльчин Алиев также считает, что ждать реализации этого проекта в ближайшем будущем не стоит. Обычно проект начинает работать лишь тогда, когда служит интересам основных его участников. В данном же случае большинство региональных игроков выступают против. «Я думаю, что реализация этого проекта возможна лишь тогда, когда разрешатся региональные конфликты, которые имеют место быть на Кавказе. А ждать этого в ближайшем будущем не приходится. Сдается, что кавказские народы договорятся между собой только в том случае, если смогут подойти к общему знаменателю супердержавы. А они, похоже, никак не могут его (Кавказ) поделить. Вот и приходится страдать народам Кавказа», - говорит эксперт.

«Любой инфраструктурный проект имеет экономическую составляющую. В противном случае его реализация неактуальна, да и, по большому счету, нереальна». Таково мнения экономиста Солтана Агаева. Говоря о данном проекте, он соглашается с мнением тех, кто считает, что ждать возобновления железнодорожного сообщения в ближайшем будущем не стоит. Сама Грузия не пойдет на это, утверждает он.

Читайте также: Саакашвили - Россия оставит Грузию территориально разделенной

«Экономическая выгода для Грузии от этого проекта несравнимо мала по сравнению с той, которую она получает от реализации совместных проектов с Азербайджаном и Турцией. Это и инфраструктурные, и энергетические проекты. На сегодня азербайджанские и турецкие фирмы являются самыми большими налогоплательщиками среди бизнес-структур, присутствующих на грузинском рынке. Последние приобретения SOCAR показывают, что они собираются продолжить вложения в экономику Грузии. Интересно и то, что все это делается согласно международным стандартам и требованиям международного права. Обе стороны застрахованы от возможных негативных последствий, связанных с сиюминутными пожеланиями тех или иных политиков, что, к сожалению, бывает в странах постсоветского пространства. С учетом всего сказанного ясно, что Азербайджан и Турция против восстановления железной дороги, проходящей через Абхазию в Грузию и далее в Армению, а также и возобновления движения по ней», - считает Солтан Агаев.