Специалисты IEA считают, что уже года через три Америка на целое десятилетие сместит Россию с лидирующей позиции по производству природного газа, а примерно к 2017 году обойдет (хотя и ненадолго) Саудовскую Аравию в борьбе за звание крупнейшего в мире производителя нефти. Эта существенно изменившаяся глобальная энергетическая картина возникла во многом благодаря современным технологиям добычи так называемых трудноизвлекаемых углеводородов, и прежде всего – сланцевого газа, за счет которого США в 2009 году впервые в истории вышли на первое место в мире по добыче природного газа.
Резко возросшие объёемы собственной добычи помогают американцам осуществить их давнюю мечту о полной энергетической независимости от остального мира. Эта тема всплывала и во время недавней предвыборной кампании в выступлениях обоих кандидатов на пост президента США. В течение многих десятилетий страна покупала углеводороды, создавая огромные стратегические запасы нефти и газа. Теперь направление торговли меняется на обратное. Уже сегодня США импортируют лишь 20% необходимого объема углеводородов, и эта доля будет стремительно сокращаться. Примерно к 2035 году американцы должны почти полностью покрывать всю потребность в нефти и газе за счет собственного производства. Это может, среди прочего, уменьшить бюджетный дефицит страны: по некоторым подсчетам, сокращение импорта нефти на 25% обеспечивает снижение общей суммы дефицита примерно на 20%.
В таких условиях основные акценты в торговле энергоресурсами поневоле сместятся на Азию. Там будет потребляться до 90% нефти из стран Ближнего Востока, в этой связи поговаривают даже о возникновении «нового Шелкового пути». Более важную роль в добыче нефти и газа начнет играть Ирак, а главным импортером углеводородов становится Китай. Специалисты IEA считают, что через 20 лет потребление нефти и газа увеличится в Поднебесной на целых 60%, в то время как рост спроса на них в других странах не превысит и пяти.
Определенную роль в снижении объемов американского импорта углеводородов играют и передовые технологии. Современные экономичные автомобили потребляют все меньше традиционного топлива, к тому же активно разрабатываются принципиально новые двигатели с использованием водорода и топливных элементов, постепенно растет и доля возобновляемых источников энергии. Мир все меньше зависит от ископаемых углеводородов, однако их роль в ближайшие десятилетия пока еще останется ведущей.
К 2035 году потребность в них увеличится на треть – прежде всего за счет развивающихся экономик Китая, Индии и стран Ближнего Востока. Тенденцию подкрепит отказ многих развитых стран от атомной энергетики. Уже сегодня более половины общего потребления нефти приходится на автотранспорт, а через два десятилетия количество машин в мире должно удвоиться. Как следствие – продолжится рост цен на нефть и другие энергоносители, а также на электроэнергию. Согласно прогнозу IEA, к 2035 году стоимость барреля нефти возрастет до 215 долларов, что в нынешних ценах (то есть без учета инфляции) составит 125 долларов.