Как-то я с венесуэльской писательницей Дульче Рохас(Dulce Rojas) пил кофе в Буэнос-Айресе, при этом мы обсуждали идею мира (paz), которая ох как неблизка человеческому сердцу. В конце концов, Дульче рассказала мне следующую историю:
Один правитель предложил большую награду тому художнику, который лучше всех сумеет изобразить идею мира. Многие художники представили свои работы во дворец: лес в сумерках, спокойные реки, дети, бегающие по песку, радуга в небе, капли росы на лепестке розы.
Царь осмотрел все работы, присланные ему, но в итоге выбрал только две работы.
На первой было тихое озеро, в котором идеально отражались могучие горы вокруг него и голубое небо. Тут и там можно было увидеть маленькие белые облака, а самые наблюдательные могли в левом углу от озера заметить небольшой дом с открытым окном, из его трубы шел дым, намекавший на скромный, но вкусный ужин.
На второй картине тоже были горы. Но это были скалы с острыми и крутыми вершинами. Над горами небо было непреклонно серое, а из хмурых туч сверкали молнии, шел град и ливень.
Картина была в полной дисгармонии с другими рисунками, представленными на конкурс. Однако когда стали рассматривать картину внимательнее, то заметили в расщелине негостеприимной скалы птичье гнездо. Там, среди рева бури, сидела тихо ласточка.
После обсуждения с придворными правитель решил, что вторая работа лучше всех выразила идею совершенного мира.
И он объяснил почему:
«Мир - не то, что мы видим в тихом месте, где нет шума, проблем, тяжелой работы, а то, что позволяет сохранить спокойствие в наших сердцах, даже посередь самых неблагоприятных ситуаций. Это и есть его подлинное и единственное значение».