Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Феноменальный успех партии ШАС на выборах 1999 года, в ходе которых она получила 17 мест в парламенте, объясняется двумя факторами: обвинительным приговором, вынесенным лидеру ШАС Арье Дери, и появлением на политической сцене Йосефа (Томи) Лапида, предвыборная кампания которого базировалась на резких нападках в адрес ультраортодоксального населения.
ШАС и его избиратели чувствовали себя обиженными и преследуемыми. Поэтому они сплотили ряды против общего врага. К большому огорчению нынешнего шасовского триумвирата, состоящего из конфликтующих друг с другом Дери, Ишая и Атиаса, сын Томи Лапида ведет свою предвыборную кампанию в гораздо менее агрессивной форме. И поэтому исполнителям воли раввина Овадьи Йосефа не удается улучшить свое положение в опросах общественного мнения.
Между тем медленно, но верно набирает темп иная агрессивная кампания, которая призвана объединить другой сектор населения, создать новую политическую партию. Речь идет о партии, которая представляла бы интересы секулярных израильтян, придерживающихся умеренных политических взглядов.
Здравомыслящих граждан, дисциплинированных налогоплательщиков, служащих в армии. Тех, кто не уверен в возможности урегулирования конфликта с палестинцами в ближайшее время, но при этом не желает, чтобы израильское правительство ставило поселения на первое место в порядке национальных приоритетов. Не желает, чтобы израильское правительство предпринимало усилия по подрыву судебной системы и власти закона. Не желает, чтобы израильское правительство базировалось на мессианской идеологии.
Нет сомнений: этот сектор населения подвергается целенаправленной атаке. Две партии, имеющие религиозную ориентацию – Еврейский Дом (в большей степени) и Ликуд бейтейну (в меньшей) - соревнуются между собой в том, кто присягнет на верность земле Иудеи и Самарии с большей страстностью, с большим надрывом.
Такие темы, как отказ выполнять армейский приказ, ущемление прав женщин, скромность поведения трехлетних девочек – все то, что в прошлом было уделом лишь самых радикальных групп в обществе, - стали центральными в споре между двумя крупными партиями, претендующими на управление государством и планирующими создание правительственной коалиции.
Атака правых против здравомыслия началась не в ходе нынешней избирательной кампании. Ариэльский колледж превратился в университет; экскурсии в Пещеру праотцев в Хевроне были внесены в обязательную программу школьного образования; в кнессете были приняты такие опасные законы, как, например, «Закон о бойкоте», а в это время, параллельно, непарламентские организации занимались маккартистским преследованием законопослушных граждан, которые придерживались иных политических взглядов.
В ходе нынешней избирательной кампании были окончательно убраны декорации, изображающие Ликуд партией, якобы представляющей все слои населения – прежде всего поселенцы, и лишь потом, если останется сдача, можно подбросить денег и всем остальным.
В последние дни возникла надежда на то, что партии умеренного спектра начали действовать в правильном направлении. Шели Яхимович, которая в прошлом отказывалась действовать в русле «политики ненависти», поняла, что в ответ на ненависть, которую демонстрирует в отношении ее электората национально-религиозный лагерь, нужно действовать гораздо более жестким образом. Она сообщила о том, что не намерена присоединяться к правительству Нетаньяху.
Ципи Ливни призвала в прямом эфире Шели Яхимович и Яира Лапида действовать совместно. Даже Лапид, который вместо того, чтобы выдвинуть подлинную политическую альтернативу Ликуду, с первого же дня намекал на заинтересованность в своем участии в правительстве Нетаньяху, согласился на встречу.
Однако этот политический лагерь, по-видимому, все еще не осознал степень опасности. Яхимович жалуется, что ей не удается скоординировать встречу с Ливни. Лапид заявляет, что он поддерживает участие всех трех партий в правительственной коалиции – будто Нетаньяху откажется от правых и ортодоксов. Политический лагерь, представляющий интересы здравомыслящих израильтян, все еще не понял, что он должен воспринимать себя в качестве определенного, отдельного сектора населения, действовать сплоченно и координировать усилия. Точно так, как ведут себя ультраортодоксы и религиозные граждане.
Может быть, через четыре года, в течение которых национально-религиозный сектор будет править страной без каких-либо помех и тормозов, не стесняясь и не извняясь ни за что, секулярные израильтяне наконец поймут, что происходит на самом деле. Остается надеяться, что это не будет слишком поздним прозрением.