«То, что Грузия начала возвращаться назад, понятно», - сказал мне недавно один восточноевропейский друг: «осталось выяснить, остановитесь в 1993-м, когда оказались в СНГ, или дойдете до 1921, когда вас вернули в Россию». Хотелось бы верить, что мой друг ошибается, и что наш выбор не ограничится этим.
Модернизация 2004-2012 годов отдалила Грузию от российской орбиты, и сблизила с европейской и евроатлантической орбитой. Проект модернизации базировался на шести опорах: стремительный экономический рост, эффективные государственные институты, гражданская интеграция, растущая энергетическая независимость, западная и многомерная внешняя политика, и участие в региональных транспортных проектах. Спустя 100 дней с выборов мы стали свидетелями ослабления всех опор модернизации. Проанализируем сложившуюся ситуацию и посмотрим, существуют ли пути для того, чтобы повернуть создавшиеся тенденции.
Либеральное экономическое пространство, которое обеспечило рост номинального валового внутреннего продукта в 2004-2011 годах 2,5 раз (!), изменилось протекционистскими подходами и неясностью, окрашенной призывом государственного вмешательства и регулирования. Значительно сократился темп экономического роста: если в сентябре валовый внутренний продукт увеличился на 7%, в октябре рост замедлился до 5%, а в ноябре упал до 2,4%. Сократились импорт и экспорт, как по сравнению с минувшими месяцами, так и по сравнению с прошлым годом. Значительно сократился импорт инвестиционного товара, что напрямую связано с сокращением производства. Уменьшились и прямые иностранные инвестиции.
Под ударом оказались государственные институты, от сельских самоуправлений, до администрации президента. Из публичных служб уволили сотни квалифицированных публичных чиновников только потому, что они были приняты при прежнем правительстве. Тотальная критика правоохранительных структур, политически мотивированное уголовное преследование их лидеров, и возвращение в систему скомпрометированных кадров, вызвали деморализацию сотрудников, и разрушение ценностных ориентиров. Обнародование секретных паспортов сотрудников служб, участвующих в спецоперации, подорвало доверие к тому, что государство сохранит секретность их миссий. Объявление «политическими заключенными» осужденных за шпионаж в пользу оккупантов, и их освобождение лишило смысла контрразведывательную деятельность. Как с этих пор следует поощрять сотрудника спецслужбы, чтобы он запланировал, и осуществил сложную и опасную операцию, цель которой выявление, и обезвреживание агентурной сети противника? Или коим образом убедить офицера вооруженных сил в том, что участие в военном мятеже является преступлением перед государством, а не диссидентством? Как привить солдату уважение к приказу командира, когда за наказание нарушителей строевой дисциплины задерживают начальника генерального штаба и министра обороны? Или же какими аргументами следует убедить сотрудника полиции в том, чтобы задержать, зачастую ценой собственного здоровья и жизни, бандита, торговца наркотиками, или педофила, если их освободят по политической амнистии? За этими шагами последовали первые результаты: возросший криминал, в том числе убийство, ограбление и разбой; Вход наркотиков в страну, случаи вымогательства взятки на таможнях, и резкое ухудшение эффективности публичных служб.
В результате проведения политики гражданской интеграции и примирения, Грузия сформировалась как общая родина граждан разных политических убеждений, а также этнического и религиозного происхождения. Была оформлена декларация политического согласия, и на родину были возвращены останки первого президента Звиада Гамсахурдия. Тем самым была поставлена точка на кровопролитной гражданской войне 90-х годов. Наказание разжигателей религиозной вражды произвела превенцию противостояния на религиозной почве. На сотый день с выборов эти достижения поставлены с ног наголову. Началось проведение новых политических, этнических и религиозных демаркационных линий. Ведется демонизация и маргинализация главной оппозиционной силы, Национального движения (и, соответственно, 800 тысячи его избирателей). Зафиксированы случаи притеснения мусульман. Были сделаны, и не были осуждены армянофобские и туркофобские выходки.
По мотиву выполнения своих нереальных предвыборных обещаний, сокращения вдвое тарифов электроэнергии и газа, увеличения пенсий, правительство нанесло ущерб привлекательности страны для энергетических инвестиций. В итоге заморожены все энергетические инвестиционные проекты. Вернулась реальность регулярного отключения света, целым районам ограничивается энергоснабжение, уменьшилось количество освещенных улиц в крупных городах. На этом фоне вызывает тревогу заявление министра энергетики о том, что если у нас создадутся задержки в энергоснабжении, то закупим электроэнергию у России. Если сделать перифраз одного лозунга коммунистического вождя, «нереальный тариф, плюс некомпетентное управление, равно энергетической зависимости от России».
Система энергетических и транспортных проектов, известная под названием «Южный коридор», служит направлению на Запад энергоресурсов и транспортных потоков Центральной Азии и Каспия. Данная система проектов связывает Грузию цепью стратегического партнерства с одной стороны с Евросоюзом, а с другой стороны с Центральной Азией, Ближним Востоком, и с более широким сопредельным регионом. Недавние «вопросительные знаки» в отношении проекта железной дороги Баку-Ахалкалаки-Карс расшатали построенную годами репутацию Грузии, как прогнозируемого партнера. В этом конкретном случае дело касается задействования участка, связующего 65 000 километровую магистраль Китай-Центральная Азия-Южный Кавказ-Турция-Евросоюз, которое планируется через несколько месяцев. Новое правительство не выражало политическую поддержку в отношении «Набукко», проекта транс Каспийского нефтепровода (транспортировка туркменского газа через Грузию в Европу по новому трубопроводу, проложенному на дне Каспийского моря), а также проекта «Агри», предусматривающего строительство в Грузии завода по разжижению природного газа с целью последующего его экспорта в Евросоюз.
Во внешней политике Грузия теряет привлекательность, как пример успешной государственной трансформации. То, что считают примером подражания ООН (Дом юстиции и система государственных закупок - лучшие мировые проекты в сфере государственного обслуживания), Всемирный банк (лучшая десятка мира с точки зрения ведения бизнеса), Международная прозрачность (самый быстрый прогресс в борьбе с коррупцией), Государственный департамент США (неуклонная защита религиозной свободы и фундаментальные успехи в борьбе с трафикингом), и многие другие авторитетные международные организации, новое правительство объявляет как «ложь», и «пускать пыль в глаза». Отложены несколько важных мероприятий из программ интеграции с НАТО и Евросоюзом. Зато приоритетным направлением стала Россия, за счет всех остальных направлений. Нормализация отношений с этой страной желательна, только за счет чего, и каким путем? Первые шаги в этом направлении проблематичные. Создается опасность многое уступить и взамен ничего не получить, или получить неизмеримо мало.
Грузия принялась вести переговоры с Россией, не соблюдая три золотых условий отношений с этой страной: требуй правила игры, избери беспристрастного арбитра, и обеспечь прозрачность процесса.Самые важные соглашения последних лет: соглашение из шести пунктов от 12 августа, женевские переговоры, и вступление России во Всемирную торговую организацию, были осуществлены именно с соблюдением этих условий. А самые безуспешные, не соблюдая их. Примерами сгодятся соглашение от 27 июля 1993 тогда, по которому мы вывели тяжелое вооружение из Абхазии, за ним последовало падение Сухуми спустя месяц, или же московское соглашение 1994 года, по которому мы признали сепаратистов стороной конфликта, а Россию медиатором. В переговорах Абашидзе-Карасина не установлены (или не известны общественности) мандат г-на Абашидзе и правила переговоров. А также по существу не известно содержание первой встречи. Вдобавок к этому, не существует непредвзятого рефери, который бы содействовал переговорам, прослеживал за соблюдением правил переговоров, и распространял объективную информацию о процессе. Как было сказано, пренебрежение этими правилами может дорого нам обойтись. Первым делом, Россия попытается снять вопрос Грузии с повестки дня своего политического диалога с США и Евросоюзом под предлогом начала прямого диалога с Грузией. Вторым негативным результатом может быть увеличение опасности признания оккупированных территорий. В течение последних трех месяцев наша дипломатия все меньше внимания уделяла тем регионам мира, где Россия активна с целью признания наших оккупированных территорий. Возможная мотивация, «не раздражать Россию»? О третьей, и возможно, главной опасности, изложу ниже.
Возможно ли, повернуть обратно вышеперечисленные тенденции? Да, возможно. Для этого надлежит сделать следующее:
1. Правительство должно вернуться к модели быстрого либерального экономического развития, в котором найдется место и для социальных программ так, чтобы не пострадали инвестиционные и крупные инфраструктурные проекты. Правительство должно проявить смелость и признать, что сокращение тарифов только лишь навредит нашему будущему. Вместо этого разработать для социально незащищенных семей программы денежных компенсаций;
2. Прекратить атаки на государственные институты; Объявить мораторий на массовое увольнение публичных служащих; Дать институту местного управления и самоуправления возможность нормального функционирования в определенном законом объеме и сроках.
3. Декларировать ценности гражданской интеграции и политического плюрализма на уровне правительства и парламента; Провести установленные законом меры в отношении разжигателей религиозного раздора.
4. Созвать форум энерго инвесторов, на котором будет объявлено, что государство стойко защитит их интересы; Идентичные сигналы разослать по дипломатическим каналам.
5. Прекратить критику международно признанных достижений Грузии, как действие, направленное на дискредитацию страны; Установить, и опубликовать мандат спецпредставителя премьер-министра: возвращение грузинского товара и обслуживания на российский рынок согласно правилам ВТО; Опубликовать основное содержание первой встречи; Просить Швейцарию, как официального посредника, быть медиатором в переговорах Абашидзе-Карасина; Восстановить заблаговременные дипломатические активности Грузии в регионах, «опасных с точки зрения признания»;
6. Подтвердить своим главным энергетическим и транзитным партнерам политику преемственности со стороны Грузии.
А теперь о главной опасности. Совсем недавно, комментируя административно-территориальное устройство России, г-н Путин упомянул как эффективную модель разделение российской империи на губернии, а примером губернии он привел «Тифлисскую губернию». «Никакой Грузии тогда не существовало»- добавил наш северный сосед. Не надо быть особым провидцем, чтобы понять, что говоря о прошлом, г-н Путин думал о будущем. «Тифлисская губерния» не грузинская ностальгия, а его грузинская мечта.
Сбудется ли мечта г-на Путина, решать грузинскому народу. Именно он должен решить, хочет делать выбор между плохим и худшим, и вернуться в 1993 или 1921 год, или идти вперед, с болью, с ошибками, но все-таки вперед, к цивилизованному Западу.