Американский рынок информационных технологий - один из самых динамичных в мире, особенно в сфере мобильных технологий и интернет-новинок. События в отрасли развиваются стремительно: сегодня компания - в лидерах, завтра – в аутсайдерах. Ярким примером служат Apple и Google – два гиганта в мире информационных технологий, конкурирующие за лидерство в области мобильного Интернета. За последние месяцы, акции Google выросли примерно на 20 процентов, в то время как стоимость акций Apple упала на 30 процентов.
По мнению Колина Гиллиса (Colin Gillis), старшего IT аналитика и руководителя исследований компании BGC Financial, ситуация заметно изменилась в конце 2012 года. Тогда крупные инвесторы (к примеру, заметные хеджевые фонды), начали выводить деньги из Apple и, стремясь сохранить присутствие в технологическом секторе с большой капитализацией, вкладывались в другие компании - в том числе, в Google.
«Как только стоимость акций Apple упала, дела Google пошли в гору», - отметил он в телефонном интервью TIME.com. «Если инвестор готов покупать лишь акции технологического сектора с большой капитализацией, то выбор на этом рынке невелик».
Сброс акций Apple был отчасти спровоцирован растущим беспокойством о том, смогут ли знакомые публике iPhone и iPad, которые Apple модифицирует постепенно, по-прежнему быть источником дохода компании и обеспечить рост прибыли, или же для этого необходим новый продукт. В конце концов, последнему со-учередителю компании Стиву Джобсу (Steve Jobs) за время своей легендарной карьеры удалось обездвижить несколько конкурентных рынков: сначала – с выходом iPod и iTunes, затем – с изобретением iPhone и iPad. Эти товары, стали культовыми и установили высокую планку для технологических новинок. При нынешнем главе Тиме Куке (Tim Cook) Apple пока не представила ни одного нового продукта.
Читайте также: Apple убила нетбуки
«Тим Кук (Tim Cook) продолжает ссылаться на наличие уникальных разработок, но вот уже полгода Apple не представляет новых продуктов, - говорит Гиллис (Gillis). - Нельзя сказать, что компания исчерпала запас инноваций - можно подождать еще год, однако очевидно, что сейчас Apple живет в режиме пошаговых изменений».
Скотт Кесслер (Scott Kessler), глава исследовательской группы в сфере информационных технологий S&P Capital IQ, также озабочен минимальными изменениями в продуктовом цикле Apple. «Есть вполне обоснованные беспокойства насчет возможности компании предложить нечто новое, особенно после ухода идейного вдохновителя Джобса (Steve Jobs), - говорит он в телефонном интервью изданию. - Сегодня недостаточно выпустить один новый продукт, необходима целая линейка. Потребитель жаждет технологического прорыва и не находит его среди доступных предложений».
Неутешительным остается и тот факт, что в последнее время продажи Applе снизились, вызвав у инвесторов очередную волну сомнений в целесообразности вложений. За последние три месяца, компания заработала всего $13.1 миллиарда – это самый низкий показатель роста прибыли за последние 10 лет существования Apple и бледная тень дохода, полученного компанией год назад. Goolge, напротив, продолжает демонстрировать непрерывный финансовый рост, во многом благодаря уверенным позициям своего поисковика и доходам от онлайн рекламы. Чистая прибыль компании за последние три месяца при доходе в $14.42 миллиардов увеличилась на 13 процентов – по сравнению с прошлым годом, рост составил 36%.
Последние данные компании Goldman Sachs, которая провела анализ 725 хеджфондов с общей суммой активов $1.3 триллиона, демонстрируют, что на сегодняшний день Google значительно опережает Apple среди открытых позиций.
Также по теме: Нам нужно противоядие от культуры Google
В целом, иллюзии по поводу Apple рассеиваются. «Корпорация показывала невероятные результаты, начиная с 2001 года и вплоть до конца прошлого, - отмечает Кесслер (Kessler). - Сегодня потребитель хочет увидеть новую категорию Apple продуктов. В прошлом, компании удавалось запускать новинки настолько часто и настолько хорошо, что длительные паузы в настоящем вызывают массу вопросов».
Тем временем, Google пользуется успехом: новый ноутбук Chromebook Pixel, представленный компанией, собирает большое количество положительных отзывов. «Спасибо, Google. Мой MacBook только что превратился в старье», - пишет один из авторов сайта от технологиях CNET.
Идея носимого микрокомпьютера, воплощенная в виде высокотехнологичных очков Google Glass с доступом в Интернет, уже заставила говорить о себе не меньше, чем “яблочные” продукты. По сообщениям СМИ, футуристичный аксессуар появится в магазинах в конце 2013 года, как раз ко времени отпускного шоппинга.
Так очки Google Glass представлены в официальном видео компании.
Google подогрел интерес к себе и слухами о расширении штаб-кватриры компании: постройка гигантского Гуглплекса (Googleplex) общей площадью в 42 акра планируется на территории исследовательского центра Эймса в Кремниевой Долине, принадлежащего Американскому аэрокосмическому агентству (NASA’s Ames Research Center). Это весьма удобное месторасположение - как раз по соседству с федеральным аэродромом Моффет (NASA’s Moffett airfield), в ангарах которого, по данным телекомпании NBC Bay Area, стоят не меньше шести частных самолетов, принадлежащих руководству Google: среди моделей есть Boeing 757, Boeing 767 и даже несколько бизнес-джетов Gulfstream. (К слову, не испытывающая финансовых проблем корпорация Apple также планирует к 2016 году закончить строительство своей впечатляющей штаб-квартиры).
Читайте также: Уничтожит ли себя Apple?
«Google привлекает к себе повышенное внимание аудитории и получает немало комплиментов, так как не боится идти на риск и экспериментировать, - отмечает Кесслер (Kessler). - В то время, как Apple играет с размером экрана, Google представляет публике абсолютно новый продукт-аксессуар, закрепляющий за компанией имидж лидера инноваций».
Что предпринимает Apple, чтобы изменить ситуацию в свою пользу? Тим Кук (Tim Cook) провел в последние месяцы говорящую пиар-кампанию с собственным участием: генеральный директор Apple появился на обложке журнала Bloomberg Business Review и дал эксклюзивное телеинтервью Брайану Уильямсу (Brian Williams) из NBC News. В очевидной попытке поднять рейтинги Apple, Кук (Cook) также объявил о планах перенести “производство одной из великолепных линий Mac в США”, затратив на переоснащение не менее $100 миллионов. (Факт для сравнения – в прошлом году компания заработала более $50 миллиардов). А в начале февраля Кук внимал Посланию Президента США Конгрессу, сидя бок-о-бок с первой леди Мишель Обамой.
Но, чтобы воссоздать магию Apple, Тиму Куку необходимо нечто большее, чем просто заметные появления в свете. Поступательные модификации существующих продуктов хороши и своевременны, однако инвесторы – и потребители – больше заинтересованы в том, чтобы компания наконец представила очередной революционный продукт, сродни iPod, iPhone и iPad. Поговаривают, что компания вот-вот выпустит новый TV гаджет и высокотехнологичные часы, но на сегодня слухи остаются слухами. Для Apple пришло время закончить разговоры и представить реальный продукт на суд публики.
Сэм Гастин (Sam Gustin) – автор журнала TIME, освещающий темы бизнеса, высоких технологий и государственной политики. Он уроженец Нью-Йорка, выпускник колледжа Рид (Reed College) и магистратуры Колумбийского университета (Columbia University’s Graduate School of Journalism).
Перевод: Полина Булгакова.