Всякий раз, когда я разговариваю с атеистами, я удивляюсь, что ни один из них не способен извлечь выводов из истории атеизма. Своей позицией и способом ведения дискуссии мои собеседники демонстрировали, что они стали узниками собственной системы верований.
Иррациональность веры атеистов
Атеисты не реагируют на самые очевидные аргументы, которые вскрывают иррациональность их системы убеждений. Каждый из атеистов, с которыми мне довелось побеседовать, вел себя так, будто он являлся абсолютной копией других атеистов по образу мыслей и способу игнорирования фактов.
Создавалось впечатление, будто все атеисты, с которыми я общался, не знали, что именно атеистические системы привели к возникновению самых жестоких диктатур и к самым ужасным преступлениям в истории человечества. Ни одно маргинальное меньшинство (а к таковому относятся атеисты) за всю историю не совершило таких масштабных преступлений, как те, кто хочет создать мир без Бога. Кажется, что про устроенные атеистами акты геноцида знают все, кроме... самих атеистов. Ни один из них не сказал мне, что он просит прощения за преступления атеистических режимов и старается извлекать выводы хотя бы из современной истории.
Во-вторых, создается впечатление, будто атеисты считают, что люди, убежденные в существовании Бога, поверили в Создателя совершенно случайно, а не исходя из чувства исключительности человеческого существа, появление которого невозможно объяснить рационально как плод безличной и неосознающей себя материи. Вера атеистов в то, что человек придумал бога сам, столь же иррациональна, как вера в то, что человек придумал сам себя или мужчина придумал женщину. Разумный человек открывает существование Бога по мере осознания исключительности собственной человечности, которая изумляет его и качественно отличает от всех других земных созданий.
В-третьих, создается впечатление, будто атеисты не знают, что сущность атеизма — это не отрицание существования Бога, а отрицание существования человека, как существа принципиальным образом отличающегося от животных. Человек, который считает себя чуть более развитым животным, не задает себе вопроса, кому или чему он обязан своим существованием. Обнаружение Бога — это логичное следствие осознания исключительности человека. Достаточно испытать страх, чтобы поверить в существование каких-нибудь божеств или ложного бога, но необходимо открыть в себе чудо личности, чтобы задать вопрос о Бога истинного. В атеизме есть место лишь для карикатуры на Бога (вроде «опиума для народа»), поскольку в этой системе есть место лишь для карикатуры на человека — кого-то, кто является не более чем причудливым животным.
В-четвертых, создается впечатление, будто атеисты не понимают, что в их системе убеждений им приходится верить в то, что либо человек ничем качественно не отличается от животных, либо, если он все же отличается, этот факт можно объяснить только иррационально (например, как случайность или невероятное стечение обстоятельств в рамках процесса эволюции). Атеисты априори подразумевают, что материя создала сама себя, и во вселенной нет ничего кроме нее.
В-пятых, создается впечатление, будто атеисты не знают, что подавляющая часть людей открывает в себе качества, которые не позволяет заметить атеистическая система ценностей: способность к познанию правды, принятию осознанных решений, ответственности, любви, верности. Сознание, свобода и любовь — это особые человеческие качества, которых нет в мире животных, растений или минералов. Верить в то, что осознающий себя и способный любить человек происходит из безличностного мира — еще более неразумно, чем думать, что бабочка способна пробить своими крыльями бронированное стекло.
Иррациональность атеистической антропологии
Таким образом исходный пункт атеизма — не теологическая, а антропологическая проблема, то есть вера атеистов, что между человеком и животными нет существенной разницы. Атеисты верят, что наше сознание субъективно, свобода иллюзорна, а любовь — лишь вопрос биохимии. В основе атеизма лежит оторванное от действительности представление о человеке. По мнению атеистов, как животное не соотносит себя с Богом, так и человек не нуждается в таком соотнесении и не способен на него. Атеизм отчуждает человека от тех специфических свойств, которые позволяют нам действовать принципиально иным способом, чем животные. Атеизм — это система, которая не видит существенной разницы между антропологией и зоологией, инстинктом и любовью, влечениями и свободой, усматривая в человеке животное, а в животных человеческое начало.
Бывают люди, которые действительно находят в себе лишь сходство с животными и действуют, как рабы своих инстинктов, влечений, гормонов или внешних импульсов. Подобные люди не способны задаться не только вопросом о Боге, но и о себе самих. Человек, принявший атеистическую систему верований, считает иррациональным поведение тех, кто разумно мыслит, принимает ответственные решения и верно любит. Если бы животные обрели разум, во всем другом оставаясь животными, они тоже бы удивились, что люди способны действовать не только руководствуясь инстинктами или биохимическими раздражителями, но и как-то иначе.
Неудивительно, что общество, построенное на атеистических постулатах, создающих редуцированный и карикатурный людского образа, приходит к унижению человека — в особенности невинного и честного. Неслучайно политики-атеисты больше заботятся о богатых гей-активистах, чем о бедных безработных, а юристы-атеисты — больше о плачах, чем об их жертвах. В свою очередь, феминисток-атеисток больше интересует секс, чем дети, а экологов-атеистов — защита животных, чем защита людей.
Каждая атеистическая система ведет к какой-либо форме диктатуры, когда атеисты присваивают себе право принимать все решения и даже власть над человеческой жизнью: возможность решать, кого можно легально убить, а кого установленный ими закон будет защищать. Атеизм ведет также к идолопоклонничеству: в марксистском атеизме «богами» были коммунистическая партия и ее лидеры, а в либеральном атеизме ими становятся вожделение, удовольствие и деньги. В атеизме всегда есть что-то, что выше человека.
Иррациональность атеистической «прогрессивности»
Во все эпохи атеисты составляли в обществе меньшинство, но несмотря на это они думают, что они гораздо мудрее подавляющего большинства человечества. Они убеждены, что лучше знают, какие жизненные стратегии, связи и ценности нужны человеку. Атеистическая мысль в этом плане, как и атеистическая антропология, довольно примитивна. В прошлом веке они при помощи насилия и преступлений пропагандировали культ пролетарского коллектива, в XXI, уже более тонкими методами (в первую очередь при помощи подчиненных им СМИ), они пропагандируют «свободные» союзы. Продвигая эту идею, атеисты подтверждают, что им чужды принципы логического мышления: ведь в этом термине содержится внутреннее противоречие. В действительности не существует никаких «свободных» союзов, как нет квадратного колеса или зеленый цвет синего цвета. Человек способен придумать внутренне противоречивые понятия, но даже ребенку ясно, что у них нет эквивалентов в реальности. На самом деле то, что предлагают атеисты (особенно в отношениях мужчина — женщина) — это не свободные от связей союзы, а союзы, лишенные ответственности, любви и верности.
Атеисты называют свою концепцию жизни самой «научной», «рациональной» и «прогрессивной». На самом же деле их идеи заключаются в повторении самых архаичных и примитивных мифов о том, что человек может быть счастлив лишь тогда, когда в своих действиях он не будет отличаться от животного. Атеизм пропагандирует то, что просто, а не то, что ведет к развитию и радости. В итоге они предлагают легкий секс вместо сложной любви, легкий способ управления фертильностью (контрацептивы, аборты) вместо ответственного родительства, легкую «отключку» вместо сложной ответственности. В погоне за простыми решениями атеисты приняли даже такой иррациональный миф, что на какой-то фазе своего развития человек может не быть человеком.
Самый опасный миф атеизма — это вера в то, что тот, кто перестанет любить Бога, станет любить человека. Факты показывают совершенно противоположную картину. Первые места в списке палачей всех времен занимают именно атеисты. Не случайно, что в наше время атеисты глумятся над Христом, который любил и учил любви, но не нападают на преступников-атеистов и даже выискивают в их деятельности положительные аспекты.
На основе вышеприведенных фактов очевидно, что самое главное заблуждение современности — это уверенность, что атеизм является проявлением рационализма, а атеисты — неверующими людьми. На самом деле исходная точка атеизма — не отрицание Бога, а извращенный образ человека. «Рационалисты», «люди науки», «прогрессивные люди», «гуманисты» — вот любимые самоназвания атеистов: прекрасная демонстрация мудрости, что никто не может быть хорошим судьей самому себе.
Подавляющее число людей, который я встречал в своей жизни, не помещаются в рамки антропологии атеистов. Они открывают в себе такие способности, возможности, потребности и стремления, которых нет в атеистическом представлении о человеке, и которые отличают человека от животных. Животные эволюционируют, а человек создает историю. Животные много тысячелетий действуют по одним и тем же схемам, руководствуясь инстинктами, а человек обладает безграничными возможностями развития. Так долго, как большинство людей будет отличать себя от животных, атеизм будет оставаться маргинальным явлением. Но он останется опасным. Ведь человек представляет самую большую опасность для самого себя в двух случаях: когда он верит, что не отличается от животных, и тогда, когда он верит, что равен Богу.
Ксендз Марек Дзевецкий — кандидат психологических наук, сотрудник Университет им. кардинала Стефана Вышинского в Варшаве.