Увеличение затрат на создание нового американского истребителя F-35 отпугивает зарубежных покупателей. Последней страной, выразившей сомнения в рентабельности и эффективности F-35 по сравнению с находящимися у нее на вооружении самолетами (это в основном F-16), стала Голландия. Хотя голландцы покупают F-35 для оценки его летных и тактических характеристик, они уже сейчас отмечают, что эта машина в эксплуатации обходится на 60 процентов дороже (чем F-16 в расчете на летный час). Европейским странам, которые не меняют и даже сокращают свои военные бюджеты, и к которым предъявляются повышенные требования в части оказания помощи при проведении миротворческих операций, более дорогие (при покупке и в эксплуатации) истребители просто не подходят.
Сначала предполагалось, что стоимость эксплуатации F-35 будет такая же или ниже, чем у других истребителей (типа F-16, F-15 или F-18). Но затем все стали замечать, как эксплуатационные расходы медленно ползут вверх. Два года назад, после долгих и напряженных споров, ВВС США согласились с ВМС в том, что эксплуатация F-35 обойдется намного дороже тех цифр, о которых настойчиво говорят лоббисты этой машины. За год до этого ВМС США, нервно наблюдавшие за ростом производственных издержек новых машин F-35C и F-35B, пришли к выводу, что эти самолеты в эксплуатации тоже будут намного дороже. Все сводится к следующему. В настоящее время эксплуатация штурмовика вертикального взлета и посадки AV-8 и истребителя F-18C в среднем обходится ВМС в 19000 долларов в час. Моряки подсчитали, что эксплуатация F-35C (который заменит F-18C), а также F-35B (который придет на смену AV-8) будет стоить на 63% больше. Эти расходы включают покупку самолета, обучение летчиков и тренировки с целью поддержания навыков, обслуживание машины, а также закупку топлива, запчастей и боеприпасов. Моряки подсчитали, что только на обслуживание у них уйдет примерно на треть больше денег.
Читайте также: F35 - это надувательство
Разница в оценке расходов у моряков и летчиков объясняется разными методами проведения обслуживания и калькуляции издержек. Два этих вида вооруженных сил с годами разработали разные способы обслуживания техники силами гражданских специалистов и создания запаса запчастей. Боевые самолеты ВМС действуют в основном с палубы авианосцев, а делать это труднее и накладнее, чем при использовании наземных аэродромов. По сути дела, морякам пришлось повышать эффективность и коэффициент полезного действия, чтобы вообще сохранить возможность использовать дорогостоящие боевые самолеты. Но сейчас ВВС и ВМС разрешили многие из существовавших между ними разногласий, и пришли к общему выводу о том, что затраты на «более дешевый» F-35 на самом деле выше.
Министерство обороны и ВВС США также спорили между собой о том, сколько будет стоить каждый истребитель F-35. Летчики настаивают, что его цена - 65 миллионов долларов, в то время как Министерство обороны заявляет, что с учетом всех издержек и затрат он обойдется в 111 миллионов долларов. Кроме того, споры ведутся и о том, сколько самолетов F-35 будет построено. Летчики называют цифру 3162, но в Министерстве обороны не уверены, что их будет сделано так много. Затраты на опытно-конструкторские работы по новому американскому истребителю-бомбардировщику F-35 за последние несколько лет выросли более чем на треть. Дополнительные затраты на разработку сопровождаются дополнительными задержками. Согласно сегодняшним прогнозам, F-35 будет принят на вооружение через 3-4 года. Министерство обороны полагает, что производственные затраты и расходы на разработку будут и дальше расти, и что количество планируемых к постройке самолетов уменьшится. И первый, и второй момент ведут к увеличению средней стоимости самолета. Если судить по опыту прошлых лет, оценки Министерства обороны кажутся более точными.
Также по теме: Вооруженная сила завтрашнего дня
Подобно F-22, производство которых ограничили 200 машинами, рост издержек невозможно будет оправдать даже превосходными характеристиками нового самолета. F-35 может ожидать такая же судьба, по крайней мере, что касается ВМС. Моряки могут продолжать работу над более современным F-18E и одновременно модернизировать и даже строить AV-8. Недавно в ВМС начали изучать возможности по сокращению закупок F-35 в отдаленной перспективе с заменой этих машин на боевые беспилотные летательные аппараты типа X-47B. Политика, а также лоббирование своих интересов производителями F-35 могут привести к тому, что эта машина все же появится у моряков, каковы бы ни были затраты.
31-тонный F-35 оснащен встроенной пушкой калибра 25 мм, четырьмя ракетами класса воздух-воздух (или двумя ракетами и двумя бомбами с лазерной системой наведения) плюс четырьмя бомбами с лазерной системой наведения и двумя ракетами на внешней подвеске. Все приборы обнаружения и датчики машины находятся внутри, а максимальная боевая нагрузка самолета составляет 6,8 тонн. Когда самолет несет на борту только внутреннее вооружение, он обладает отличными характеристиками малозаметности.
Подобно истребителю F-22, F-35 является самолетом-невидимкой. Он буквально напичкан новейшей техникой. Большая часть построенных самолетов F-35 (около 60%) поступит на вооружение иностранных государств. Но увеличение затрат на производство этого самолета будет сопровождаться стремлением сократить число закупаемых машин. Успех бомб с лазерным и телевизионным наведением в Ираке и Афганистане наглядно показывает, что в будущем таких самолетов понадобится меньше. В любом случае, вполне вероятно, что в итоге F-35 будет стоить дороже 100 миллионов долларов.