Вагнер по-прежнему интересен и вызывает споры – потому, что в искусстве он был революционером.
Вполне можно было ожидать, что в год 200-летнего юбилея Вагнера на сцене появится хотя бы одна скандальная постановка его произведения. Но грустно и банально, что постановка «Тангейзера» в театре «Германская опера на Рейне» (Deutsche Oper am Rhein) в Дюссельдорфе была посвящена теме нацизма, а в первом и единственном спектакле (постановка уже снята с репертуара) была показана настолько шокирующая сцена расстрела, что некоторым из зрителей потребовалась медицинская помощь.
Вагнер ставит по-прежнему важные вопросы о том, что – как на уровне сознания, так и на подсознательном уровне – заставляет людей жить. Подобно Шекспиру, он подталкивает постановщиков к радикальной и неоднозначной трактовке своих произведений – особенно в Германии, где еще ощущаются последствия исторических событий, а на оперной сцене правят режиссеры.
В отличие от других произведений Вагнера, «Тангейзер» в ряде случаев менее подвержен «концептуальному влиянию» режиссера-постановщика, но вот честолюбивые замыслы самого композитора далеко не бесспорны. Опера «Кольцо нибелунга», впервые поставленная в лондонском Ковент-Гардене в 2004 году, до сих пор раздражает пуритан своими явно не продуманными ассоциациями. А в нью-йоркской Метрополитен-опера инновационная постановка Робера Лепажа (Robert Lepage) подверглась резкой критике и была признана неудачной, поскольку чересчур сложная и претенциозная трактовка произведения выхолостила из оперы весь ее смысл.
Вагнер по-прежнему вызывает интерес и споры, и не только потому, что он был любимым композитором Гитлера, а потому, что произвел революцию в искусстве, а его произведения требуют от постановщиков и публики такой вовлеченности и вызывают такое чувство причастности, о которых его предшественники даже мечтать не могли.
Нет ничего удивительного в том, что он по-прежнему провоцирует публику. Экстремистская трактовка его произведений это всего лишь одно из проявлений его мятежного гения, постоянно дающего пищу для размышлений.