200-летний юбилей Рихарда Вагнера (Richard Wagner) отмечается в Германии с подобающей торжественностью. Юбилейный концерт в Байройтском фестивальном доме (Festspielhaus) будет транслироваться по телевидению. Его сыграет «главный» вагнеровский дирижер страны Кристиан Тилеман (Chtristian Thielemann), а петь, среди прочих, будет «главный» вагнеровский тенор Клаус Флориан Фогт (Klaus Florian Vogt). В зале ожидается массовое присутствие политиков разных партий и общественных деятелей всех рангов.
От Байройта до самых до окраин
Вагнеровские празднества – концерты, оперные премьеры, доклады, симпозиумы - проходят по всей стране. Эпицентры расположены, естественно, в Байройте, Лейпциге, где композитор появился на свет, и Мюнхене. В немецкоязычном пространстве журналисты насчитали в текущем сезоне почти тысячу исполнений опер Вагнера.
Среди них – 38 премьер: от юношеских «Фей» до последнего, итогового «Парсифаля». Количество исполнений разных сочинений Вагнера в концертах никто подсчитывать не взялся. Книжный рынок предлагает более семисот посвященных композитору публикаций (как новых книг, так и переизданий).
В саксонском местечке Граупа, где Вагнер работал над оперой «Лоэнгрин», открылся посвященный ему новый музей. А вот в Байройте с реконструкцией виллы «Ванфрид», где прошли последние годы жизни композитора, не поспели: музей и архив откроются лишь в следующем году.
Центральным байройтским событием текущего сезона станет премьера новой постановки тетралогии «Кольцо нибелунга» (16 часов музыки), которая состоится во время открывающиеся 25 июля фестиваля музыки Вагнера. Постановщик спектакля – режиссер-шестидесятник Франк Касторф (Frank Castorf), дирижер – Кирилл Петренко. Постановку можно смело назвать самой ожидаемой премьерой года.
В Лейпциге на канун юбилея, 21-е мая, запланировано открытие нового памятника Вагнеру, созданного по проекту немецкого скульптора Штефана Балькенхоля (Stephan Balkenhol). Балькенхоль известен своими деревянными скульптурами, придающими героям, несмотря на подчеркнутый реализм, даже натурализм, несколько карикатурный вид. В случае Вагнера Балькенхоль изменил своему привычному материалу: фигура композитора отлита из бронзы. Памятник изображает молодого Вагнера, стоящего на фоне гигантской тени, напоминающей силуэт композитора в зрелые годы. Каждый волен интерпретировать этот памятник по-своему.
Кто вы, господин Вагнер?
Несмотря на то, что празднования всех крупные юбилеев по похожим сценариям, в случае вагнеровских торжеств нельзя не отметить одну особенность: Германия и немецкое общество продолжают «выяснять отношения» с Вагнером.
Эмоциональная и эстетическая связь музыки Вагнера с национал-социализмом не уходит с повестки дня, несмотря на то, что автор памфлета «Еврейство в музыке» умер за шесть лет до рождения Гитлера и за пятьдесят лет до »третьего рейха» и не может нести прямой ответственности за случившееся в двадцатом веке.
В вызвавшей широкую дискуссию публикации под заголовком «Тень Вагнера» на страницах еженедельника Speigel Дирк Курбьювайт (Dirk Kurbjuweit), анализируя прошлое и настоящее вагнеровского мифа, все же выносит композитору и его сегодняшним поклонникам оправдательный приговор. По его мнению, основным движущим мотивом жизни и творчества Вагнера было стремление к улучшению человечества при помощи искусства, а его главной религией – вера в абсолютную любовь.