Джулиан Ассанж (Julian Assange) – негодяй, Брэдли Мэннинг (Bradley Manning) – герой, утверждает новый документальный фильм «Мы крадем секреты: история Wikileaks» («We Steal Secrets: The Story of Wikileaks»), который сейчас идет в кинотеатрах по всей стране.
«Мы крадем секреты» начинается с истории червя WANK, поразившего НАСА в 1989 году. Он не нанес никакого ущерба и не имел отношения к Wikileaks, хотя фильм предполагает, что он был связан с группой австралийских хакеров, в которую входил Ассанж. Эпизод с WANK играет ту же роль, что и постоянно умирающие мичманы в красной форме в «Звездном пути» - вводит тему некоей опасности (в данном случае - компьютерных хакеров).
Затем фильм переходит к истории Wikileaks, фокусируясь на Ассанже – основателе и редакторе сайта. Сперва Ассанж представлен в «Мы крадем секреты» блестящим программистом-бунтарем, а Wikileaks – проектом, порожденным совместными усилиями единомышленников, руль которого, тем не менее, твердой рукой держал Ассанж.
Читайте также: Мэннинг предлагает дать признательные показания о передаче секретов WikiLeaks
Далее режиссер Алекс Гибни (Alex Gibney) пытается доказать, что главный противник Wikileaks – не шведская прокуратура, которая подозревает Ассанжа в сексуальных преступлениях, не американское министерство юстиции, которое рассматривает возможность возбудить против Ассанжа дело, и не кредитно-карточные компании, заморозившие перевод пожертвований Wikileaks, а сам Ассанж.
В использованных в фильме интервью с людьми, причастными к Wikileaks, утверждается, что мания величия Ассанжа подрывает единство организации. По мнению Гибни, когда две шведки обвинили Ассанжа в изнасиловании, он решил, что речь идет об ударе не по нему самому, а по Wikileaks в целом.
«Ассанж с самого начала говорил в своем “Твиттере”, а затем и на организационной встрече, что эти две темы нужно объединять, а не разделять, и, на мой взгляд, это стало ключевым решением, свидетельствовавшим о разложении самой Wikileaks», - заявил Гибни Mashable.
Также по теме: Ассанж и желтая пресса
Ассанж, который, по словам Гибни отказался дать интервью для фильма, если ему не заплатят за это крупную сумм, назвал проект «пропагандой». Сайт Wikileaks, в последние месяцы мало на что способный, опубликовал подробный критический разбор фильма.
В свою очередь, Брэдли Мэннинга приведенные в фильме интервью, а также записи его собственных чатов характеризуют как заблудившегося героя с душевными – а потом и телесными – страданиями. Согласно фильму, армия стала для Мэннинга последним убежищем, но его проблемы с сексуальной самоидентификацией и отсутствие уважения к вышестоящим ясно показывали, что она ему никогда не подходила.
Мэннинг показан в «Мы крадем секреты», как классический «инсайдер-аутсайдер», которого давно нужно было лишить допуска к секретной информации. Армия, предполагает фильм, ответственна за его разоблачения, потому что заблаговременно не выгнала разоблачителя.
«Мы крадем секреты» расправляется с Ассанжем, которому не предъявлено никаких обвинений, и выстраивает линию защиты для Мэннинга, суд над которым по обвинению в раскрытии секретной информации начнется на следующей неделе. В этом и заключается основная проблема фильма: Мэннинг пока не предстал перед судом, а Ассанж сидит в лондонском посольстве Эквадора и не хочет ни отправляться в Швецию, ни отвечать на вопросы прокуроров. История ни одного из этих людей пока не закончена, и это означает, что полноценный документальный фильм про Wikileaks снять невозможно. Это дело будущего.