В течение всей своей истории Венесуэла никогда не уделяла особого внимания ни Тихому океану, ни странам, расположенным по ту сторону этого огромного водного пространства. Мы всегда ориентировались на Атлантику и Карибское море. И хотя уже не одно десятилетие Япония и Южная Корея осуществляют инвестирование в нашу экономику, это не вызывало усиленного интереса к Азиатско-Тихоокеанскому региону.
И все же значимость отношений с азиатскими странами для Венесуэлы значительно выросла за последние 10 лет. Сближение с Китаем привело к коренным изменениям. Мы пошли на риск, покинув комфортную зону нефтяного рынка США и став развивать отношения с теми далекими странами. И сейчас, оглядываясь назад, можно утверждать, что мы поступили правильно. Благодаря новым технологиям горизонтального бурения и гидравлического разрыва пласта, США сумели получить доступ к своим гигантским запасам нефти и сланцевого газа, что в обозримом будущем может сделать их самодостаточными в области энергоносителей. Если бы мы по-прежнему держались за то, что раньше казалось надежным, то сейчас мы столкнулись бы с самой настоящей неуверенностью в будущем.
В то же время, своевременная переориентация на развитие отношений со странами Азии позволило воспользоваться чередой событий, которые открывают перед нами двери на нефтяные рынки Японии, Южной Кореи и Индии. Более того, это открыло перед нами экономические возможности, о которых нельзя было и мечтать несколько лет тому назад. Факты говорят сами за себя.
За последние девять лет торговый оборот с Китаем вырос в 31 раз с 742 миллионов долларов в 2003 году до 23 миллиардов в 2012. В 2007 году две страны создали совместный инвестиционный фонд, в который Китай внес 32 миллиарда долларов. Благодаря этому фонду удалось профинансировать 165 масштабных проектов в области инфраструктуры, развития производства, сельского хозяйства и жилищного строительства. Венесуэла и государственная нефтяная компания Китая (CNCP) создали консорциум для строительства трех нефтеперегонных заводов в Китае. Их производительность должна составить 800 тысяч баррелей в день. Первый, чья производительность составляет 400 тысяч баррелей в день, уже находится в стадии строительства. Венесуэла и компания PetroChina создали в Сингапуре совместное предприятие, которое будет управлять 20-ю супертанкерами. Их задачей будет ежедневная транспортировка миллиона баррелей тонн нефти из Венесуэлы в Китай и 100 тысяч баррелей мазута в Сингапур. Восемь супертанкеров построены или строятся в Китае и Японии, в то время как на судоверфях Сингапура проходят техническое обслуживание восемь танкеров государственной венесуэльской нефтяной компании Pdvsa. В 2012 году Япония и Южная Корея подписали соглашение об инвестиционных проектах в Венесуэле на сумму в 13,2 миллиарда долларов. Китай, Япония, Малайзия и Вьетнам участвуют в освоении нефтяных месторождений в бассейне реки Ориноко. Вьетнам также принимает активное участие в осуществлении различных проектов развития в Венесуэле. Этот список можно было бы продолжить.
С экономической точки зрения Азия представляет для нас все больший интерес как стратегический партнер.