Это шестнадцатый репортаж о проекте по моделированию пребывания человека на Марсе под названием HI-SEAS.
Во вторник экипаж миссии HI-SEAS впервые за четыре месяца выйдет наружу без защитных учебных скафандров. На наших щеках заиграет ветер, свежий воздух наполнит наши легкие, а если будет хорошая погода, то солнечный свет осветит наши лица. Мы вернемся обратно на планету Земля.
Но перед возвращением произошла одна интересная вещь. Как это ни парадоксально, мы в своих разговорах отклонились от земных тем и даже от марсианских. Мы заговорили о том, что понадобится для строительства, управления и жизни на космическом корабле, который направится к соседним звездам, и на котором одни поколения будут сменять другие, поскольку полеты такого рода будут длиться десятки и сотни лет.
На такие разговоры нас воодушевил главным образом командир нашего экипажа Анджело Вермулен (Angelo Vermeulen). Анджело из Бельгии, он художник, биолог и исследователь космических систем. Он твердо верит в то, что ставший легендой корабль «Энтерпрайз» из «Звездного пути» был в основе своей неправильный.
На его взгляд, длительные космические полеты потребуют иного подхода, который серьезно отличается от представлений создателя сериала Джина Родденберри (Gene Roddenberry). Вместо формальной эстетической и военизированной командной структуры на звездных кораблях будущего будут прежде всего глубоко сочетаться три фундаментальные системы: техническая, социальная и биологическая. Что самое важное, говорит Анджело, элементы этих трех систем придется проектировать с учетом их будущих изменений и оптимизации.
Читайте также: МКС - Общага в космосе
Это, среди прочего, означает, что материальные компоненты корабля, его системы жизнеобеспечения, а также поведение экипажа и возникающая впоследствии культура должны жить, дышать и в конечном счете развиваться как единое целое. По мнению Анджело, такое проектное решение сделает корабли будущего более устойчивыми к любым условиям, с которыми они могут столкнуться во время полета. Имея в виду две концепции, такие как системная интеграция и способность к развитию, которые должны учитываться в процессе проектирования, Анджело заявляет, что корабли будущего и населяющие их люди смогут путешествовать на протяжении сотен лет.
Приспособляемость космических кораблей
Обычному инженеру вся эта интеграция и устойчивость могут показаться делом очень далекого будущего. В конце концов, приспособленные к развитию системы только-только начинают зарождаться.
Один простой пример такого решения можно найти в функции автокоррекции на iPhone. Программа, предназначенная для облегчения ввода текста на маленьком сенсорном экране за счет вставки целого слова до того, как оно будет напечатано, известна тем, что вводит неправильные слова и ставит отправителей сообщений в весьма неловкое положение. Конструктору космического корабля следует избегать таких ненадежных алгоритмов.
Но Анджело с оптимизмом говорит о том, что необходимые для космических кораблей сложные и адаптируемые системы могут быть изобретены уже в ближайшем будущем. И он не одинок в своей убежденности. В предстоящем месяце в Хьюстоне состоится симпозиум под названием «Столетний звездный корабль», на который соберутся ученые, конструкторы, инженеры и художники, чтобы обсудить всевозможные трудности технического, социального и биологического характера, с которыми могут столкнуться те, кто строят космические корабли и живут в них. Среди обсуждаемых на симпозиуме тем будет сельское хозяйство, энергетические системы, а также эволюция культуры и управления, что, конечно же, будет иметь последствия как у нас дома, так и на борту космических кораблей.
Также по теме: В полете на Марс экскременты астронавтов защитят их от радиации
Искусство с целью
Для Анджело концепции конструкций звездных кораблей — это не просто разговоры. Он сделал карьеру, проектируя, строя и управляя комплексными проектами, в которых сочетаются техническая, социальная и биологическая стороны. Как художник и автор инсталляций, он возглавляет художественный проект Biomodd, в рамках которого группы хакеров создают из отходов гибриды растений и компьютеров. В этих системах теплопоглощающие водоросли циркулируют по трубкам и охлаждают компьютерные процессоры с видеоиграми. Каждый проект Biomodd отражает ту культуру, в которой он был создан, от Огайо до Филиппин и Нью-Йорка.
В другом инсталляционном художественном проекте под названием Seeker Анджело работал совместно с коллективами из Бельгии и Нидерландов над созданием пригодных для проживания прототипов космических кораблей для длительных полетов. Проекты этих создававшихся на общественных началах кораблей испытывали уникальное культурное влияние тех стран, в которых они строились. Например, пищевые растения в кораблях отбирали, выращивали и собирали на еду местные художники. И во всех случаях конец инсталляции — это на самом деле не конец. Детали корабля сохранялись, а затем возрождались в новых проектах Seeker, либо становились самостоятельными скульптурами. Иными словами, они развивались.
Роботобиология
В проектах Анджело на станции HI-SEAS используются концепции с элементами мышления звездных путешествий. Одна из них это модель космической фермы. Находясь в нашей комфортной земной среде обитания, мы можем ухаживать за растениями в далеком саду, управляя им дистанционно при помощи роботизированной руки. Аналогичная система способна помочь исследователям Марса выращивать овощи в отдельно стоящей теплице. Имея определенные средства автоматики, роботизированная ферма будет обеспечивать путешественников свежей продукцией, не занимая слишком много времени у астронавтов.
Читайте также: Space Ship Two начал «горячую» жизнь
Проект космической фермы действовал на протяжении почти всей миссии. В это время Анджело работал с инженером нашего экипажа Саймоном Энглером (Simon Engler), а также с удаленной командой, которая умело устраняла неполадки и решала многие технические проблемы, действуя дистанционно. Подобно проектам Biomodd, космическая ферма миссии HI-SEAS была плодом коллективной работы. Цель ее заключалась в том, чтобы со временем создать комплексное сочетание из мягкой и вязкой системы растений и жесткой и высокотехнологичной механической системы. Проект этот продолжается, и после окончания миссии Анджело не собирается его сворачивать.
Другой проект в рамках HI-SEAS вырос из второй диссертации Анджело (его первая из области биологии) в Делфтском техническом университете в Нидерландах. В нем сочетается интерес Анджело к интеграции технологий, биологии и социологии. Находясь на борту HI-SEAS, мы еженедельно вели разговоры о личной устойчивости перед лицом проблем миссии, и также о нашем взаимодействии с технологиями среды обитания и о нашей экологии совместного проживания, а точнее, об отсутствии таковой.
Это был весьма полезный опыт — получить в качестве командира экипажа художника и ученого. Его взгляд на мир определенно повлиял на настроения на борту HI-SEAS, начиная с командной структуры и наших разговоров, и кончая негласным разрешением проявлять творчество и аналитические способности. На следующей неделе, когда мы снова войдем в атмосферу Земли, мы вернемся на родную планету с иным мировоззрением, нежели на момент убытия. И у меня такое предчувствие, что наше звездное проектное мышление будет преследовать всех нас на Земле.