Глобализация изменяла внешнюю политику США с момента образования Американской республики. Начиная с нашего первого дипломатического поста в Танжере, Марокко, основанного в 1777 году, и заканчивая 285 дипломатическими учреждениями по всему миру, которые Госдепартамент имеет сегодня, искусство дипломатии неуклонно развивалось.
Хотя никто не сомневается в том, что процветание рынков и глобальная безопасность всегда идут рука об руку и что Америка в обоих вопросах играет ведущую роль, наша дипломатия и институты зачастую не отражают объективной реальности. Другими словами, каналы влияния, на которые Америка могла опереться в прошлом — то есть мощные, многонациональные объединения стран первого мира — постепенно утрачивают свое влияние. Послы по всему миру сейчас отчетливо понимают, что американская дипломатия нуждается в мощном толчке для развития в 21 веке.
Целью развития американской дипломатии должно стать не удваивание ставок на свое прошлое великой державы, а закладывание основ своего будущего на местах. Энтузиазм и предпринимательский дух, охватившие страны арабской весны, долгое время будут оставаться нормой. Молодые люди подключаются к культуре инноваций, несмотря на политические трудности и отсутствие доступа к материальным средствам и ресурсам. В свою очередь, эффективные и прагматические партнерские отношения, основанные на общих целях — экономический рост, стабильность и так далее — станут двигателем укрепления безопасности и процветания. В этом и заключается будущее дипломатии — не только в Госдепартаменте, но и по всему миру.
На местах
В то время как в Вашингтоне в моду вошли такие термины как «искусство экономического управления государством», «глобальное взаимодействие» и «стратегическое партнерство», измерить материальный эффект этих громких слов довольно трудно. Ирония состоит в том, что некоторые из самых сложных вопросов внешней политики США представляют собой одни из самых величайших возможностей этих прогрессивных подходов в искусстве управления государством 21 века.
Читайте также: Почему Америка не будет наносить удар по Ирану
Ключевая задача заключается в том, чтобы создать и укрепить стабильные деловые условия в нестабильных местах усилиями руководителей частного сектора.
Пересечение государственного и частного секторов сейчас привело к размытию границ в дипломатии. Сегодня наш дипломаты начали осознавать, что партнерские отношения между государственным и частным секторами могут помочь извлечь максимум выгоды из доступных ресурсов, технологий, знаний и структур. На самом деле, такие партнерские отношения могут стать самым эффективным инструментом внешней политики, которое Америка сегодня имеет в своем распоряжении.
Возьмем, к примеру, Израиль и Палестину, которых госсекретарь Джон Керри (John Kerry) старается привести к заключению окончательного мирного соглашения. В прошлом году я посетил палестинские территории, чтобы принять участие в мероприятии, носившем название «Праздник инноваций» и представлявшем собой конкурс проектов по развитию бизнеса и инвестициям. 15 молодых палестинских предпринимателя, отобранные из сотен претендентов, должны были соревноваться друг с другом за право представить свои идеи на суд международной аудитории. Двое победителей — Алаа, 24-летний житель сектора Газа, ни разу не покидавший свой дом до того, как он получил возможность рассказать о своем бизнесе, и Айя, первая палестинская женщина из Набулуса, занявшаяся разведением овец — являются наглядным примером происходящих в мире изменений. Очевидно, следующее поколение не ждет милостыни, оно хочет, чтобы ему дали шанс.
Работа с самыми блестящими представителями этого проблемного региона доказала, что их изобретательность — особенно в условиях недостатка денег и безопасности — не знает границ. Рассказывая о нескольких палестинских бизнесменах и предпринимателях, которые добились успеха в арабском мире, несмотря на все препятствия, один профессор из Палестины сказал мне: «Бриллианты формируются под давлением, поэтому вполне естественно, что палестинские предприниматели стали бриллиантами этого региона».
Также по теме: Папа Римский в роли дипломата
Алаа светился от гордости, когда представлял свои идеи по созданию миниатюрной мебели для малогабаритного жилья — крохотных студий в Нью-Йорке, к примеру — которую он разработал для квартиры в Газа, где жили многочисленные члены его семьи. Айя, хрупкая женщина в традиционном платке, покрывавшем голову, заразила аудиторию своей энергией, рассказывая о выращивании овец при помощи собственных ресурсов в условиях ограничений на импорт из соседних стран, существующих на Западном берегу реки Иордан. Во время конференции, которая транслировалась по телевидению, эта два предпринимателя получили гранты на развитие своего бизнеса. Размер этих микроинвестиций просто ничтожен по сравнению с масштабами международной помощи и бюджетами на развитие, которые существуют в США. Однако вдохновляющее воздействие усилий этих молодых лидеров — а также рабочих мест, которые они создают — будет ощущаться дольше, чем наследие современных политических лидеров, которые пытаются диктовать условия мирного урегулирования. Такие города, как Чикаго и Ричмонд, доказали существование связи между созданием новых рабочих мест и снижением уровня преступности — вряд ли Газа и Набулус чем-то от них отличаются.
Изменение глобальной динамики
Международная система, в которой до 1990-х годов вся мощь была сконцентрирована в Северной Америке и Европе, с тех пор претерпела значительные изменения и перераспределение власти в пользу других игроков — особенно в Азии и Южной Америке. Чтобы понять, почему дипломатию 20 века необходимо усовершенствовать, стоит подробнее рассмотреть изменения, произошедшие на мировой сцене в недавнем прошлом.
Бразилия, которая еще совсем недавно была живым примером неравенства доходов, после длительного застоя наконец вступила в эпоху экономического ренессанса. Индонезия, где до сих пор сильна коррупция, тем не менее, сумела превратиться из замкнутой военной диктатуры в политически стабильную демократию с довольно многообещающей экономикой. Индия превратилась из зависимой от зарубежной помощи региональной державы в очаг предпринимательства, экономика которого увеличилась вдвое с 2002 по 2008 год.
Читайте также: Американские законодатели критикуют Путина
За этот же период объемы экономики Турции выросли более чем в три раза, что сопровождалось укреплением чувства идентичности и уверенности в своих силах. Кроме того, не следует забывать о стремительном подъеме Китая, где в 1990 году ВВП на душу населения был ниже, чем в Индии, и, тем не менее, сейчас объемы его экономики превышают объемы индийской экономики в четыре раза. Тем не менее, экономический прогресс часто сопровождается проблемами развития, как наглядно продемонстрировали протесты на улицах Бразилии и Турции, не говоря уже о непрекращающихся волнениях в арабском мире.
Этот так называемый «подъем остальных» ставит перед США необходимость принимать решение. С одной стороны, США могут инкорпорировать этих новых игроков в уже существующие системы мирового регулирования, что будет более достоверно отражать распределение международных сил и укрепит механизмы международного взаимодействия. С другой стороны, если Запад продолжит противодействовать или отказывать этим новым игрокам в местах за столом для почетных членов, велика вероятность того, что вся мировая система — которую Запад создал и в течение всего прошлого века поддерживал ради своего собственного блага — окажется под угрозой.
Дипломатия переходит в руки частного сектора
Интересно то, что наиболее инновационная работа в этой области проводится там, где вы меньше всего этого ожидали — в американском правительстве. Администрация Обамы старается реализовывать креативные идеи, такие как переходящие призы и установление партнерских отношений между различными секторами, разрабатывая при этом новые модели финансирования, в том числе облигации социального воздействия, и используя высокие трибуны, чтобы найти дальновидных инвесторов, заинтересованных в устойчивом развитии и социальном воздействии.
Столкнувшись с необходимостью сокращать бюджеты, правительственные чиновники нашли более эффективные способы сделать правительственный капитал более каталитическим. Ухватившись за идею о том, что взаимодействие принесет пользу всем сторонам, они увеличили объем ресурсов, соединив государственные гранты и гарантии с частными инвестициями и добившись того, что сумма намного превысила ценность отдельных составляющих.
Также по теме: Баланс Россия - США и Ближний Восток
В настоящее время дипломатическую деятельность должны вести не только правительственные лидеры. Руководители предприятий частного сектора должны стать неотъемлемой частью внешней политики. Первым шагом должно стать создание мест для взаимодействия лидеров частного и государственного секторов, подобных G20 или Генеральной ассамблее ООН. Это поможет спланировать возможности взаимодействия между правительствами и представителями бизнеса и стимулировать долгосрочный экономический рост — именно так и произошло после внедрения Плана Маршалла.
Расширение этой модели — с помощью американских многонациональных компаний — предполагает желание прислушиваться к советам и взаимодействовать, а не просто руководить частным сектором из Вашингтона. Лучший способ извлечь выгоду из пересекающихся интересов различных секторов — это назначить ответственных за выполнение этих задач из рядов наиболее высокопоставленных политиков, которые могли бы тесно взаимодействовать с руководителями ведущих деловых предприятий и сосредоточить внимание на открытии новых рынков в сотрудничестве с правительствами. Такие проекты, как Первые инициативы глобального образования ООН и Инициатива глобального партнерства Госдепартамента, которые реализуются при поддержке крупнейших компаний частного сектора, представляют собой направление развития в будущем.
Для частного сектора инвестиции в дипломатию — это не милостыня, а перспективная возможность. Возьмем, к примеру, технического гиганта Hewlett-Packard, который предлагает программы обучения для молодых предпринимателей в 49 странах. На территории Ближнего Востока и Северной Африки американские компании Cisco, Google, Intel и Microsoft тоже вкладывают свои средства в подобные проекты, используя сочетание низкотехнологичных (очное обучение с участием местных экспертов) и высокотехнологичных (интернет-обучение) решений. Все это является моделями ученых программ частного и государственного секторов, которые будут способствовать развитию следующего поколения инженеров, дизайнеров и профессионалов бизнеса. Более того, внедряя эти программы, компании ставят перед собой не только филантропические цели: они чрезвычайно заинтересованы в подготовке талантливых и перспективных сотрудников.
Молодые палестинские предприниматели доказали мне, что, как говорила бывший госсекретарь Хиллари Клинтон, талант универсален, а возможности — нет. Чем больше возможностей мы сможем предоставить частному сектору и талантливому молодому поколению по всему миру, тем более успешной будет внешняя политика США. Вместо того чтобы в условиях новой реальности оплакивать эффекты секвестра и подъем негосударственных игроков в американской внешней политике, мы должны заранее усовершенствовать американскую дипломатию, включив в нее частный сектор.
Доктор Джошуа Уокер является научным сотрудником Проекта национальной безопасности Трумана, а прежде занимал должность старшего советника Госдепартамента США.