Насколько сильно в вас мужское начало? Вопрос может показаться довольно простым, особенно если вам предложат заполнить элементарную анкету из десяти пунктов о таких человеческих чертах как «агрессивность» и «решительность».
Но все не так просто, как вы думаете. То, что вы скажете об уровне своей мужественности, зависит не только от черт вашего характера, но и от метода, при помощи которого вас опрашивают.
Недавно мы с коллегами опубликовали в журнале Personality and Individual Differences работу, в которой показываем, что люди, заполняя анкету в интернете, приписывают себе меньше характеристик мужественности, чем когда им приходится отвечать на вопросы на бумаге при помощи ручки.
Интернет и бумага: проверка на мужское начало
Широкое распространение интернета привело к тому, что ученые начали использовать его для сбора данных. Это имеет смысл, ведь у онлайновых исследований немало преимуществ, таких как:
— большее количество участников из разных мест;
— меньшие расходы (не надо ничего печатать);
— меньше вопросов без ответов (интернет-программы сбора данных могут сделать так, чтобы человек ответил на все вопросы);
— меньше ошибок при вводе данных.
Но оказалось, что когда человек заполняет анкету в онлайне, он в меньшей степени подгоняет свои ответы под общественно приемлемые взгляды, чем когда дает ответы в письменном виде на бумаге.
Наверное, это можно объяснить тем, что в интернете люди чувствуют себя более анонимными.
Исследователям также известны проблемы, которые могут возникнуть при проведении интернет-опросов. Среди них большее количество отказов отвечать на вопросы и отсутствие контроля над экспериментом. Например, когда человек заполняет анкету в онлайне, контролировать его окружающую среду невозможно. Респондента может отвлечь телевизор или дети, а это наверняка повлияет на результат.
Есть также опасение, что структура интернет-опросов не эквивалентна структуре опросов на бумаге. Если конкретно, как проведение онлайнового опроса влияет на психологические аспекты?
Исследования говорят о том, что важно не проводить знак равенства между интернет-опросами и опросами на бумаге. Поскольку анкеты заполняются в разной обстановке, ответы тоже могут оказаться разными. Поэтому исследователям надо установить равноценность онлайновых и письменных опросов до анализа результатов.
Гендерные роли
Многие опросы уже прошли оценку на равноценность. Это относится к опросам об индивидуальных особенностях, к клиническим опросам и к интеллектуальным опросам.
Мы попытались установить степень равноценности онлайновых и письменных опросов в рамках теста Bem Sex Role Inventory (тест о соотношении мужского и женского начала и о гендерных ролях). Хотя этот тест проводится уже сорок лет, исследователи считают его хорошим методом выяснения полоролевой идентичности.
Гендерная роль — это установленное обществом в качестве приемлемого поведение мужчин и женщин. Поскольку современные исследователи по-прежнему пользуются тестом Bem Sex Role Inventory для оценки того, как люди определяют свои половые характеристики, важно установить равноценность этого опроса при его проведении в интернете и на бумаге.
Мы решили воспользоваться тестом Bem Sex Role Inventory в сокращенном виде, а не в полном, поскольку известно, что сокращенная форма позволяет точнее определять гендерные роли. Благодаря такой точности сокращенная форма чаще используется в исследовании гендерных ролей.
Мы попросили 244 участника заполнить сокращенную анкету Bem Sex Role Inventory через интернет, а 128 участников — сделать это ручкой на бумаге. В сокращенной форме имеется десять черт, определяемых как мужские (например, независимость, напористость), и десять, определяемых как женские (чувствительность, понимание).
Нам хотелось узнать, будут ли ответы респондентов одинаковыми в разных вариантах исполнения. Поскольку равноценность онлайновых и «бумажных» опросов была уже доказана по целому ряду других исследований, мы предполагали, что и здесь никакой разницы не будет.
Что касается баллов по женским признакам, то разницы между онлайновыми и письменными опросами мы не нашли. Но что интересно, по мужским признакам баллы в письменных опросах были выше, чем в онлайновых. Это касалось и мужчин, и женщин.
Почему люди, заполняя анкету письменно, приписывают себе больше мужских черт, чем в интернет-опросе? Мы задали себе вопрос: а может, когда люди отвечают письменно, они поступают в манере, более желательной с точки зрения общества?
Из прежних опросов было ясно, что онлайновые ответы создают ощущение анонимности, в связи с чем люди демонстрируют большую откровенность.
Если респонденты, давая ответы на бумаге, поступали так, чтобы они были приемлемы с точки зрения общества, это значит, что социально приемлемые черты они должны были показывать в преувеличенном виде. Это довольно интересно, поскольку согласно нашим заключениям, такие мужские черты как «отстаивание своих убеждений», «независимость» и «напористость» считаются социально приемлемыми в обоих полах.
В равной степени возможно, что в онлайне и на бумаге могут различаться представления о мужественности. Если так, то это сам по себе важный результат, поскольку идея мужского начала в разной обстановке и среде может претерпевать изменения. Такой результат вызывает вопрос: а может, люди в виртуальной среде вообще ведут себя иначе, чем в среде реальной?
Если люди ведут себя по-разному, то это будет иметь существенные последствия для исследователей, которые не установят соответствие между онлайновыми и письменными опросами. Нельзя исходить из того, что результаты в обоих случаях равнозначны.
В итоге своего исследования мы пришли к выводу, что необходимо дальнейшее изучение вопроса о том, как меняется поведение и поступки людей в разной среде. Если конкретно, то вопрос следует ставить так: как фильтр онлайновой анонимности меняет наш виртуальный характер?