В 2011 году некий беженец из Ирана по поддельным документам прибыл в Грецию, а оттуда перебрался во Франкфурт-на-Майне, где на правах соискателей убежища находилась его семья. Здесь он назвал свои подлинные данные и также запросил убежища. Однако городское ведомство по делам иностранцев отказало ему в этом, постановив, что нелегал подлежит депортации в Грецию, где в соответствии с действующим в Евросоюзе порядком ему и надлежит подавать заявление о предоставлении убежища.С помощью правозащитников иранец обжаловал этот вердикт в городском Административном суде, а затем в Высшем административном суде земли Гессен. Но обе инстанции подтвердили обоснованность первоначального решения, ссылаясь на нормы так называемого Регламента Дублин II – общеевропейского правового акта, на основании которого претендент на убежище может подать заявку только в первой по счету стране ЕС, на территории которой он оказался. Тогда «группа поддержки» нелегала подала от его имени жалобу в высшую судебную инстанцию Евросоюза – Европейский суд в Люксембурге, решения которого обжалованию не подлежат.
Без малого год жалоба ждала своей очереди. За это время иранца выслали в Грецию, нынешняя судьба его неизвестна, да, похоже, она никого особо и не интересовала. Для многих, и не только в Германии, его случай представлялся удобным поводом для еще большей либерализации законодательства о беженцах. Расчеты «либерал-реформаторов» оправдались.
14 ноября сего года Европейский суд огласил свое решение, в котором случай с иранцем фигурирует в качестве отправной точки. Исходя из нее, высокий суд постановил, что впредь заявления от беженцев могут быть рассмотрены не только в той стране ЕС, куда они первоначально прибыли. При определенных условиях их документы обязана рассмотреть и любая другая страна ЕС, получившая заявление о предоставлении убежища. Такими условиями могут быть, например, недостойное обращение с заявителем, нарушения при обработке его документов, отсутствие условий для его окончательного приема и др.
При этом определять, достойно или нет обращение с заявителем, насколько существенны нарушения при обработке его документов, достаточны ли условия для его приема и прочие «др.», будет сам заявитель. Но главное – отныне нелегальный въезд в одну из стран ЕС более не означает, что заявление мигранта будет автоматически отклонено. Таким образом члены Евросуда фактически санкционировали свободное передвижение соискателей лучшей жизни по всему ЕС с целью выбрать «страну оседания». И не нужно быть провидцем, чтобы с первого раза угадать: таковыми станут не кризисные Греция с Испанией и Португалией, и уж точно не государства Восточной Европы. В Германии решение суда горячо приветствовали «зеленые». Как заявила председатель федерального правления Bündnis 90/Die Grünen Симона Петер (Simone Peter), «это решение укрепит права людей, ищущих защиты и убежища в Европе.
Кроме того, это отчетливый знак для немецкого министра внутренних дел, который действует так, будто он не знает, что ежедневно происходит с беженцами в странах с внешними границами ЕС. Мы требуем предоставить ищущим защиты больше легальных возможностей для въезда».
По данным Eurostat, в 2012 году в ФРГ получили убежище 22 165 человек. Это население гессенского Нидеркасселя, нижнесаксонского Букстехуде, рейнландского Ляйхлингена или бранденбургского Нойруппина.
Если так пойдет и дальше, то Германия каждый год будет прирастать одним городом.
В 2013 году число заявлений на получение убежища в Германии критически возросло. В основном за счет соискателей из Чеченской республики, где целенаправленно распространяются слухи о невероятных льготах для чеченских беженцев в Европе. По данным Федерального ведомства по делам миграции и беженцев, за год оно выросло практически в два раза. В некоторые месяцы 2013 года число беженцев из южных регионов России достигало двух тысяч человек.
Всего же за получением убежища в 38 странах Европы в 2012 году обратились 355 500 человек.