Пока Вашингтон мучили мысли о недостатках системы здравоохранения, пока он дискутировал о достоинствах ядерной сделки с Ираном, в мире произошло нечто более важное. Россия и Китай вновь ведут себя как экспансионистские державы в Европе и в Азии, и эти изменения имеют обширные последствия для роли и места в мире самой Америки.
Самая интригующая история развертывается на Украине, в стране, которая почти полностью исчезла из зоны внимания США. Там президент Янукович проявляет упрямство, не желая довести до конца давние планы своей страны по сближению с Западом, для чего Украина должна подписать ряд экономических и политических соглашений с Европой. Но на него оказывает открытое давление Москва, добиваясь от Украины восстановления связей с Россией в области торговли и безопасности.
Это похоже на попытку России воссоздать советскую сферу влияния над своей самой важной бывшей провинцией, и так оно и есть на самом деле. Эти усилия могут не дать желаемого результата, но лишь из-за того, что сотни тысяч украинцев вышли на улицы, протестуя против предполагаемого поворота назад в сторону Москвы. В процессе протестов они снесли памятник Владимиру Ленину, который наша газета называла «убедительным символом давнего засилья Москвы в этой бывшей советской республике».
В то же время, Китай делает нечто подобное в небе над Восточно-Китайским морем. Там Китай в одностороннем порядке ввел новую зону ПВО с опознаванием целей над островами, на которые заявляет свои претензии Япония, а также над рифом, право владения которым пытается утвердить Южная Корея. По сути дела, это новый способ установления китайского права собственности на спорные территории.
Соединенные Штаты Америки, Япония и Южная Корея громко жалуются и демонстрируют открытое неповиновение китайским действиям, отправляя в спорное воздушное пространство самолеты без предварительного уведомления. Тем не менее, китайская мера кажется уже свершившимся фактом, хотя она в большей степени имеет символическое, нежели практическое значение.
Администрации Обамы трудно найти возможность продемонстрировать своим нервничающим друзьям, что она может противостоять такого рода активности. А как обнаружил на прошлой неделе во время своего визита в Азию вице-президент Джо Байден, друзья Америки ждут от нее именно этого.
Но администрация на прошлой неделе предложила нечто вроде меры противодействия, направив в новую зону ПВО Китая без предварительного уведомления бомбардировщики В-52. Однако такая акция самоутверждения не находит особого отклика в Америке, где многие граждане устали от десятилетия войн, где либеральные политики бросают вызов бескомпромиссным традиционалистам, требуя экономии денежных средств за счет уменьшения американского военного присутствия за рубежом, и где Белый дом показывает, что он бы предпочел не брать на себя новые и дорогостоящие обязательства за рубежом.
Но прежде чем бить тревогу, надо оценить перспективу и подумать. Эти шаги вряд ли представляю собой возврат к холодной войне. Советского Союза больше нет, как бы ни хотелось российскому президенту Владимиру Путину его возрождения. А реакция многочисленных украинцев на улицах говорит о том, что возврат к старой кремлевской модели в сфере экономики и безопасности не пользуется всеобщей популярностью.
А что касается Китая, то и здесь до старой борьбы между капитализмом и маоизмом очень далеко. Безусловно, здесь все иначе, поскольку только в этом году объем торговли между США и Китаем составил более половины триллиона долларов. А эти доллары представляют собой связи, которые объединяют две страны вне зависимости от существующих споров.
И тем не менее, борьба идеологий и борьба за власть все же имеет место. На идеологическом фронте 21-го века идет борьба не между коммунизмом и капитализмом, а между американской версией ничем не стесненной демократии и капитализма с одной стороны, и командной экономикой с другой. В условиях нынешнего финансового кризиса на Западе, который сопровождается дисфункцией представительной власти Америки в ее текущем виде, вполне естественно, что Китай и Россия на все лады расхваливают преимущества своей альтернативы — государственного капитализма.
Налицо также грубое соперничество за власть в мире. Россия жаждет обрести международную роль, которая претворится в укрепление экономической мощи, а Китаю очень хочется получить новые полезные ископаемые, чтобы утолить ненасытный аппетит своей промышленности и обеспечить экономический рост.
В этом году Россия почувствовала, каково это — вновь обрести международное влияние, когда практически по приглашению администрации Обамы она вмешалась в сирийскую гражданскую войну, проложив путь к уничтожению арсенала химического оружия Сирии. Было бы разумно предположить, что будут и другие действия такого рода.
Китай к заметному неудовольствию своих соседей также занимается военным строительством, которое явно нацелено на проецирование его мощи в Азии.
Так что впереди нас ждет напряженность. Но есть здесь и хорошая новость. На эту напряженность оказывает свое влияние то обстоятельство, что США, Китай и Россия вынуждены сотрудничать в некоторых международных вопросах — и делают это. К таким вопросам относятся ядерные программы Северной Кореи и Ирана.
Эти события усиливают также представление о том, что Соединенные Штаты являются жизненно необходимой и существенно важной державой, способной нейтрализовать амбиции России и Китая. Как отметил один официальный представитель, сопровождавший Байдена в поездке в Азию, 20 лет назад такой визит встретила бы молодежь с коктейлями Молотова, протестующая против присутствия американских войск в Южной Корее. Сейчас, сказал этот представитель репортерам, «присутствие 28 500 американских военнослужащих на Корейском полуострове больше не считается посягательством на суверенитет. Напротив, оно сегодня рассматривается как важнейший элемент» американо-южнокорейских отношений.