Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Москва прислала нового митрополита. Может, и президента нового пришлет?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
7 января по случаю православного Рождества Александр Лукашенко и новый глава Белорусского экзархата Русской православной церкви (РПЦ) митрополит Павел обменялись подарками в Минске. Несмотря на эту идиллическую картинку, сам сюжет с назначением нового предстоятеля продолжает будоражить умы обозревателей и части белорусского общества.

7 января по случаю православного Рождества Александр Лукашенко и новый глава Белорусского экзархата Русской православной церкви (РПЦ) митрополит Павел обменялись подарками в Минске. Несмотря на эту идиллическую картинку, сам сюжет с назначением нового предстоятеля продолжает будоражить умы обозревателей и части белорусского общества.

Новый митрополит Минский и Слуцкий Павел, патриарший экзарх всея Белоруссии, прибыл в Минск 4 января. По решению Священного синода РПЦ, принятому на заседании 25 декабря в Москве, именно бывший митрополит Рязанский и Михайловский сменил в должности предстоятеля Белорусского экзархата митрополита Филарета, прослужившего в этом качестве 35 лет.

Назначение митрополита Павла вызвало в Белоруссии неоднозначную реакцию. Многие высказывали мнение, что внезапная смена руководства Белорусской православной церкви (БПЦ), равно как и назначение стороннего, а не местного архиерея носит политический подтекст.

РПЦ блюдет собственный интерес

РПЦ в кадровой политике руководствуется исключительно своими определенными интересами, значительную роль в этом деле отыгрывает патриарх Московский и всея Руси, отметила в комментарии для БелаПАН Наталья Василевич, редактор портала churchby.info, посвященного религиозной тематике.

По ее словам, РПЦ как единая организация следует собственной стратегии развития, которая определяет как церковь «должна жить и, в том числе, сотрудничать с государствами».

«Думаю, что исходя из этой стратегии и назначался белорусский патриарх, не столько из внутренних интересов Белоруссии, как мы себе представляем, сколько из интересов РПЦ как целого», — отметила собеседница.

В то же время, отметила Василевич, синод Белорусского экзархата не выдвигал кандидатуру из числа белорусских архиереев. В такой ситуации ни у кого из православных священнослужителей Белоруссии «не было шансов возглавить БПЦ», несмотря на то, что отдельные представители клира «пытались, чтобы их заметили в Москве» и претендовали на «некий особенный статус».

В числе заметных фигур БПЦ эксперт назвала известного своими тесными отношениями с Александром Лукашенко настоятеля Всехсвятского прихода Минска Федора Повного, архиепископа Новогрудского и Лидского Гурия и одного из старейших архиереев БПЦ — архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия.

«О влиянии архиепископа Димитрия говорят те факты, что именно он возглавил представительство Белорусского экзархата в Москве, его намерение построить Софийский собор в Витебске, открытие в епархии новой семинарии», — подчеркнула Василевич.

Не исключено, что такого рода активность белорусских архиереев вызвала обратную реакцию со стороны РПЦ. Собеседница считает, что в Белорусском экзархате, как и «в любой замкнутой системе», рано или поздно «устанавливаются определенные связи и отношения, не подконтрольные Москве».

«Внезапное назначение своего человека могло быть направлено на то, чтобы остановить проработку внутренних интересов именно БПЦ, — полагает Василевич. — Человек извне будет активнее служить общим интересам организации, нежели местный руководитель, который будет больше внимания уделять именно своей территории».

Лукашенко боролся за свою креатуру?

В июле прошлого года белорусский президент признался журналистам, что является сторонником постепенного реформирования церкви, начиная от церковного языка и до продолжительности служб.

«Весь мир развивается, меняется, более того, меняется не так, как хотели бы мы, и не в ту сторону, как хотела бы церковь. Меняются системы, структуры и сами люди. С моей точки зрения, коль меняется мир, и церковь должна меняться. Мне кажется, мы накануне некой реформы, пусть спокойной, эволюционной, постепенной реформы православной церкви и, может, не только православной церкви», — сказал Лукашенко.

Глава государства предположил, что вопросами реформирования мог бы заняться такой «активный человек», как патриарх Кирилл, и добавил, что «в Белоруссии мы над этим [реформированием] подумаем».

Наталья Василевич, однако, не считает, что серьезные кадровые изменения в БПЦ могли стать ответом на высказывания «одного из президентов канонической территории РПЦ», которые могли не понравиться ее руководству в Москве.

«Русская православная церковь связывает десятки миллионов людей во множестве стран мира, в особенности бывшего СССР, — сказала Василевич. — Таким образом московский патриарх соотносит себя с вселенским лидером, а Лукашенко [с этой точки зрения] — всего лишь мелкий политик небольшой страны в центре Европы. Реагировать на заявления такого политика — это не уровень патриарха, который себя представляет лидером столь большой организации, участвующей в определенной мере в глобальных процессах».

Иную точку зрения на этот счет имеет политолог Валерий Карбалевич, который в комментарии для БелаПАН отметил, что критика православной церкви со стороны Лукашенко и его прошлогодний отказ приехать в Киев на празднование 1025-летия Крещения Руси продемонстрировали серьезные противоречия между президентом и руководством РПЦ.

Карбалевич полагает, что эти противоречия возникли «именно по вопросу преемника митрополита Филарета», ведь «в РПЦ не случайно три года держали в подвешенном состоянии его заявление об отставке».

Для президента, полагает аналитик, было принципиально важно, чтобы «белорусским экзархом стал местный архиерей», который был бы как минимум гражданином Белоруссии, а в идеале «полностью креатурой Лукашенко».

«Церковь достаточно влиятельный институт, контролировать который для Лукашенко очень важно. Он скрупулезно относится к своей власти, идет исключительно по пути ее расширения. Здесь же речь идет о внешнем контроле над местной православной церковью, которая представляет самую большую конфессию в Белоруссии», — подчеркнул политолог.

Патриарх Кирилл, по словам Карбалевича, хотел видеть в этой должности «своего человека», и как итог — в Беларусь отправили иностранца, гражданина России. «Его прислали в качестве наместника, контролера над православной церковью Беларуси со стороны Московского патриархата», — полагает аналитик.

Спорить с Москвой все труднее

Момент назначения нового предстоятеля БПЦ Карбалевич считает символичным. По его мнению, кадровые перемены в день Рождества Христова по католической традиции (католики — вторая по численности конфессия в Белоруссии) сами по себе являются некой «демонстрацией силы РПЦ» и одновременно «поражения Лукашенко».

Карбалевич обращает внимание и на тот факт, что о назначении митрополита Павла было объявлено в тот же день, когда появилась информация о намерении России предоставить Беларуси кредит в два миллиарда долларов. Это не случайность, считает политолог: пойти на уступки руководству РПЦ Лукашенко вынудила именно экономическая ситуация.

«По той же причине он согласился на присутствие в Белоруссии российских военных самолетов и появление в будущем российской авиабазы — ему очень нужны деньги. Два миллиарда долларов, которые Владимир Путин пообещал дать Белоруссии в 2014 году, являются платой за подобные уступки Лукашенко», — заявил политолог.

При этом он сомневается, что Владимир Путин напрямую диктует патриарху Кириллу, как следует поступить в отношении Белоруссии в том или ином случае. «Однако политическая линия у руководства Кремля и руководства РПЦ во многом схожа. Риторика РПЦ о канонической территории и объединении Руси где-то совпадает с имперскими устремлениями Кремля», — резюмировал Карбалевич.

Так или иначе, какие бы экономические, политические или другие причины ни повлияли на то, что во главе Белорусского экзархата появился новый человек, ему, отмечают обозреватели, наверняка придется маневрировать между лояльностью к действующей белорусской власти и миссией быть проводником политики усиления влияния Русской православной церкви на территории суверенных государств.