В период Веймарской республики, в 1920-е и в начале 1930-х, был такой деятель Вилли Мюнценберг. У него были неограниченные финансовые источники. Деньги были не его. Он продюсировал самые революционные спектакли своего времени. Он был, как мы выразились бы сегодня, суперпродюсером. Значительное число известных немецких кинематографических постановок того времени находились под его контролем.
Среди деятелей искусства, которых продвигал Мюнценберг, были Бертольд Брехт и Эрвин Пискатор. Была лишь одна проблема: Мюнценберг был одним из лидеров Коммунистической партии Германии и самым лучшим ее пропагандистом. Он контролировал три важнейшие и наиболее тиражные газеты Германии тех лет. В его силах было использовать те средства массовой информации, которые он держал под контролем, в качестве идеологического рупора своей партии. Так он направлял действия театральных режиссеров, выдающихся деятелей немого кино того времени.
В Голливуде 30-х годов, как нам теперь известно, действовал весьма активный представитель нацистской Германии – культурный атташе этой страны в Лос-Анджелесе. Его приглашали на предварительные премьеры фильмов крупнейших киностудий. Он заботился о том, чтобы в наиболее значительных картинах было минимальное еврейское присутствие. Иначе… Придется бойкотировать голливудскую кинопродукцию, и американские фильмы не будут демонстрироваться в Германии..
На прошлой неделе под перекрестный огонь политической критики попала голливудская кинозвезда Скарлетт Йоханссон. Определенная политическая группа, маскирующаяся под «миротворческую организацию», оказала на актрису мощное давление за то, что та сотрудничает с компанией «Сода-Стрим», у которой есть завод за пределами «зеленой черты». Эту компанию много лет рекламирует Йоханссон. От нее потребовали прекратить рекламировать фирму.
Благодаря многолетней, хорошо налаженной, пропаганде – политика и искусство превратились в опасный механизм. Выступая во время церемонии прощания с Шуламит Алони, известный израильский актер Итай Тиран произнес слова, которые весьма точно отражают тенденцию усиливающегося симбиоза между политикой и искусством.
«Ты оставила трех своих сыновей сиротами, они потеряли родную мать. Но и культура Израиля потеряла мать, — сказал Тиран, — Закончился спектакль… Ты ушла. И теперь мы будем хранить твое наследие и бороться за него…» Подобного рода сочетание таланта артиста и художника с политикой и идеологией не идет на пользу искусству. Наиболее трагические примеры связаны с мрачными идеологическими эпохами прошлого века.
Нет сомнений, что политическое искусство и политика, которая столь же виртуозна, как искусство – явления абсолютно легитимные. Существует художественные произведения, которые имеют глубокий политический смысл. Но в исторической перспективе, учитывая опыт прошлого века, трудно не обратить внимание на то, что существуют противоречия между политическим и гуманистическим, между искусством и пропагандой, между художественной пропагандой и подлинной свободой мысли и души.