Сопредседатели Минской группы ОБСЕ завершили визит в регион конфликта. Они провели встречи в Баку и Ереване, в том числе и на высшем уровне, выступили с традиционным итоговым заявлением.
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ – Игорь Попов (РФ), Жак Фор (Франция) и Джеймс Уорлик (США), призвали стороны карабахского конфликта укреплять режим прекращения огня и избегать эскалации напряженности на фронте. Об этом говорится в заявлении сопредседателей, а также личного представителя действующего председателя ОБСЕ по итогам визита 4-5 февраля в Баку и Ереван.
В Баку сопредседатели встретились с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, а в Ереване – президентом Армении Сержем Саркисяном. В обеих столицах они провели также консультации с министрами иностранных дел и обороны.
С президентами сопредседатели обсудили итоги недавней встречи министров иностранных дел в Париже, а также подчеркнули необходимость достижения дальнейшего прогресса в карабахском урегулировании по существу переговоров. Они подчеркнули необходимость продолжать переговоры на самом высоком уровне, как это было согласовано в Вене в ноябре 2013 года.
В ходе переговоров сопредседатели подтвердили свою глубокую озабоченность по поводу недавней эскалации на линии соприкосновения войск и границе, призвали стороны проявлять сдержанность в своих действиях и риторике. Стороны заявили о своем намерении укрепить соблюдение режима прекращения огня и избежать дальнейшей эскалации, особенно в свете предстоящих Олимпийских игр в Сочи. Сопредседатели продолжат консультации со сторонами в ближайшие недели, в рамках подготовки к встрече на высшем уровне.
Будучи в Ереване, сопредседатели Минской группы ОБСЕ раскрыли некоторые детали вопросов, обсужденных со сторонами конфликта. Как сообщает АПА со ссылкой на армянский телеканал «А1+», сопредседатель от России Игорь Попов сказал журналистам, что в Баку был обсужден вопрос отвода снайперов с передовой линии фронта.
И.Попов также отметил, что эта тема будет обсуждена и с армянским руководством.
На вопрос журналистов, когда можно ожидать встречи между президентами Азербайджана и Армении, И.Попов затруднился ответить. «Для двусторонней встречи необходимо согласие обоих президентов, однако с президентом Армении мы пока не встречались. Естественно, мы хотим, чтобы переговоры были продолжены», – заявил дипломат.
А тем временем Министерство иностранных дел России призвало всех участников вооруженных конфликтов, независимо от стран и континентов, объявить «олимпийское перемирие». Как сообщает АПА, об этом говорится в заявлении МИД России, размещенном на официальном сайте внешнеполитического ведомства этой страны.
«Заключение «олимпийского перемирия» участниками вооруженных конфликтов в мире призвано открыть возможность для прекращения кровопролития, страданий гражданского населения и запуска политического процесса для преодоления кризисов на основе принципов, заложенных в Уставе ООН», – отмечается в заявлении.
И, как следовало ожидать, первыми на призыв Российской Федерации объявить «олимпийское перемирие» откликнулись президенты Армении и Азербайджана, которые обязались уважать режим прекращения огня на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск на время Олимпийских игр в Сочи, заявил американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: во-первых, сопредседателям не удалось добиться организации встречи конфликтующих сторон на высшем уровне. Хотя американский сопредседатель не раз отмечал, что главной целью на данном этапе является продолжение контактов на высшем уровне.
Во-вторых, скорее всего, формально от встречи на высшем уровне на данном этапе отказался президент Армении С.Саркисян. Российский сопредседатель до встречи с президентом Армении заявил, что не может ничего конкретного сказать по поводу перспективы организации встречи на высшем уровне, так как для этого необходимо получение согласия обеих сторон, чего просто быть не может до встречи с С.Саркисяном.
То есть российский сопредседатель как бы намекает, что согласие официального Баку по поводу встречи на высшем уровне получено. Американский сопредседатель МГ ОБСЕ также намекает на то, что именно с президентом Армении не удалось договориться по поводу очередной встречи в верхах.
В-третьих, и это самый важный вывод: армяно-российскому тандему удалось не только предотвратить встречу на высшем уровне, предполагаемый прорыв в урегулировании карабахского конфликта, но и добиться смещения акцентов на мирных переговорах. Достаточно обратить внимание на высказывания российского сопредседателя о необходимости отвода снайперов с линии соприкосновения войск, на заявление посредников о важности укрепления режима прекращения огня. То есть налицо попытка, как и предполагала наша газета, подмены одной тематики другой. Армяно-российский тандем пытается вместо обсуждения в целом путей урегулирования конфликта акцентировать внимание всех сторон на так называемых мерах доверия и предотвращения инцидентов, что, в конечном счете, направлено на сохранение существующего статус-кво.
По большому счету, Россия даже не скрывает того, что соблюдение режима прекращения огня необходимо Кремлю на период проведения Олимпиады в Сочи. Кроме Баку и Еревана, никто не обратил, да и не собирается обращать внимание на призывы российского МИД по поводу соблюдения «олимпийского перемирия». Думаю, в Москве на большее и не рассчитывали.
Почему-то Москва не призывала к «олимпийскому перемирию» в августе 2008 года, когда российские войска под давлением Запада остановились, как говорится, у стен Тбилиси. Что же ждет нас после Олимпиады? Нельзя не заметить, что во всех болевых для России точках постсоветского пространства идет подготовка к резкому обострению ситуации. В Молдове 2 февраля в Гагаузской автономии состоялся референдум, на котором за отложенный статус независимости Гагаузии проголосовали 98,09% принявших участие в плебисците, против – 1,9%, за вступление в Таможенный союз – 98,47%, против – 1,52%, за вступление в ЕС – 2,77%, против – 97,22%. Явка избирателей составила 70,42%.
То есть ведется подготовка к резкому обострению ситуации в Молдове. Россия также ведет подготовку к гражданской войне на Украине. С одной стороны, Кремль на официальном уровне призывает Януковича применить силу против оппозиции и заявляет о том, что Россия готова к публичному вмешательству во внутренние дела Украины. Советник президента Российской Федерации Сергей Глазьев уверен, что Москва обязана вмешаться в ситуацию на Украине. Об этом он заявил в интервью изданию «Коммерсант-Украина», отвечая на вопрос, возможно ли активное вмешательство России, если ситуация пойдет по негативному сценарию.
«Мы сегодня должны вспомнить о Будапештском меморандуме о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к договору о нераспространении ядерного оружия от 1994 года, где все участники договорились обеспечивать целостность и безопасность Украины», – сказал он.
«Согласно этому документу, Россия и США являются гарантами суверенитета и территориальной целостности Украины и, откровенно говоря, обязаны вмешиваться, когда возникают конфликтные ситуации такого рода», – сказал он.
«А то, что вытворяют сегодня американцы, в одностороннем порядке грубо вмешиваясь во внутренние дела Украины, – очевидное нарушение этого договора. Соглашение предполагает коллективные гарантии и коллективные действия», – добавил он.
С другой стороны, пророссийские силы готовят почву для территориально-этнического конфликта. 4 февраля в Верховной раде Коммунистическая партия Украины официально предложила преобразовать государственное устройство Украины из унитарного в федеративное. Как заявил лидер Компартии Петр Симоненко, выступая в украинском парламенте: «Элементом конституционно-политической реформы Компартия рассматривает процесс федерализации Украины… Надо спасать будущее Украины, защищая наш народ, наши традиции, наше будущее тем, что каждая территориальная община будет сама решать, на каком языке разговаривать, какие традиции беречь, что уважать – и тому подобное… Это касается и экономических механизмов влияния», – отметил лидер КПУ.
А руководители Верховного совета АР Крым собираются инициировать внесение изменений в Конституцию автономии и поручили «проработать» вопрос о возможном обращении за помощью к России, чтобы РФ выступила гарантом незыблемости статуса автономии Крыма. Соответствующие решения были приняты на заседании президиума ВС АРК 4 февраля.
В частности, во время обсуждения вопроса «О политической ситуации в стране» представитель Партии регионов Владимир Клычников заявил, что «в условиях политического кризиса и рвения к власти групп национал-фашистского толка, которые стремятся ликвидировать автономный статус Крыма, местная власть должна проявить политическую волю по защите прав и свобод», – пишут «Комментарии».
Он внес следующие предложения – создать рабочую группу, которая подготовила бы изменения и дополнения в Конституции АРК и Украины; инициировать проведение общекрымского опроса общественного мнения о статусе Крыма; принять обращение к президенту и законодательному собранию Российской Федерации выступить гарантом незыблемости статуса автономии Крыма.
В свою очередь крымский депутат Сергей Цеков выступил с идеей обращения к Российской Федерации за помощью и защитой. «Мы просто обязаны обратиться к Российской Федерации с учетом того, что Крым – это русская автономия, русская по национальности, по культуре и языку… Нашим защитником может быть только Российская Федерация», – заявил Цеков, цитирует УНИАН.
Было бы наивно полагать, что в Кремле не подготовили и уже не санкционировали подобный сценарий и для Южного Кавказа, где Грузия движется в сторону интеграции в евроатлантическое пространство, а Азербайджан отказывается участвовать в путинских проектах на постсоветском пространстве.
Скажем так, более «честные» российские политологи открыто признают, что на данном этапе Кремль однозначно не заинтересован в мире на Южном Кавказе. «Вполне естественно, что Россия дешево продает оружие Армении, члену ОДКБ. Странно, что вообще не выдает его бесплатно, так как оснащение членов этой достаточно серьезной организации является обязанностью ее руководства». Такую мысль в беседе с корреспондентом Vesti.Az выразил первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития, участник экспертно-аналитической лиги «Ресурсные стратегии» МГУ им. М.В. Ломоносова, известный российский политолог Григорий Трофимчук.
Эксперт считает, что в противном случае, особенно в случае реальной войны, придется точно так же продавать своим союзникам даже патроны «по льготным ценам», рискуя, что рано или поздно возмущенные покупатели используют их против продавца. «В военном деле совсем иная экономика и иные расчеты», – подчеркнул он. Григорий Трофимчук не исключает, что Азербайджан вполне мог бы получать аналогичное, новейшее российское оружие, если бы вступил в ОДКБ.
«Более того, страны-участники в этом случае не сказали бы против и слова. Но сейчас Азербайджан, странным образом зависший между двумя военно-политическими полюсами – ОДКБ и НАТО, вынужден тратить огромные деньги на то, что мог бы иметь за так», – считает политолог.
Комментируя возможность на первом этапе урегулирования карабахской проблемы возвращения пяти оккупированных азербайджанских районов, собеседник Vesti.Az отметил, что возвращение этих районов возможно только в одном случае: в случае наличия по-настоящему сильной России.
«Сильная Россия гарантировала бы в ходе этого процесса и безопасность Армении, и безопасность всего Южного Кавказа. Именно потому, что такой России пока что нет, ведутся все эти бесконечные, бесплодные разговоры о «мирном урегулировании процесса», которые в итоге закончатся тем, что забыть о Карабахе придется и Еревану, и Баку, и Москве», – заключил он.
Господин Трофимчук без обиняков говорит, что до того, как Кремль утвердится на Южном Кавказе, он не станет способствовать мирному урегулированию конфликта, так как это объективно работает на ослабление позиции России в регионе.
Да, и из Еревана открытым текстом заявляют, что Россия уже формально вовлечена в армяно-азербайджанский конфликт. Подписанное в 2012 году армяно-российское соглашение позволило поднять на новый уровень решение вопросов, связанных с безопасностью, заявил 5 февраля министр обороны Армении Сейран Оганян, отвечая на вопросы депутатов в ходе «правительственного часа» в Национальном собрании республики. Это, в частности, выразилось в том, что дислоцированная в Армении 102-я российская военная база обеспечивает безопасность государства по всему периметру границы. По существу, из слов Оганяна следует вывод, что речь идет уже не только о присутствии российских пограничников на армянских границах с Ираном и Турцией, как это было до последнего времени, но также на рубежах с Грузией и Азербайджаном.
В этом контексте министр подчеркнул, что при решении вопросов такого порядка непременно учитывается факт стратегического, в том числе оборонного партнерства между Азербайджаном и Турцией. И подписанное в прошлом году армяно-российское соглашение в оборонной сфере еще больше повысило уровень координации союзнических действий.
При этом Сейран Оганян сообщил, что новые договоренности относятся к приобретению армянской стороной дальнобойных и сверхточных средств поражения, систем связи и автоматизированных систем, расширения потенциала ПВО и сил спецназначения. «Это при необходимости позволит не только организовать отпор нападающей стороне, но и пресечь агрессивные поползновения противника на корню», – заявил армянский министр.
Таким образом, только слепой может не заметить активной подготовки к резкому обострению ситуации на Южном Кавказе…