Перевод: ИА «Курсор» (Израиль)
Закон Правера, целью которого было упорядочение расселения бедуинов в Негеве, оказался не только угрозой традиционному укладу жизни и имуществу тысяч представителей этой группы населения и их имуществу, но угрозой для безопасности государства Израиль. Не меньше.
Если бы не появился этот закон, сотрудникам ШАБАКа не пришлось бы вызывать на допрос общественных активистов из бедуинской среды, которые участвовали в демонстрации против данной законодательной инициативы. Не было необходимости предостерегать их в связи с угрозой государственной безопасности, якобы исходящей от их действий. Требовать от них представить информацию о близких и родственниках, устраивать им унизительный обыск. Подобные действия обычно осуществляются в отношении тех, кто подозревается в террористической деятельности. Демонстрантам повезло, что ШАБАК не стал требовать заключить их под административный арест.
Манифестации, направленные против закона Правера – в отличие от демонстраций ультраортодоксов, работников Ашдодского порта, клиентов, пострадавших от действий строительной компании «Гинди», и любой иной группы граждан, включающей евреев – были определены государством (в ответном письме на иск, поданный Ассоциацией по защите гражданских прав) в качестве «насильственных действий подрывного националистического толка, нарушающих общественный порядок». И поэтому – так утверждает государственная прокуратура – подобными действиями занимается Общая служба безопасности (ШАБАК). Есть ли и государства доказательства того, что бедуинские активисты занимались «подрывной националистической деятельностью»?
Разве манифестации харедим против закона о призыве не являются «подрывными», направленными против оборонной системы государства Израиль, которое считает службу в армии одной из фундаментальных основ своего существования? И вообще: как гражданин может узнать, является ли его протест «подрывным», «националистическим», «представляющим угрозу для безопасности государства», если государство столь вольно и широко толкует эти понятия? Подобная вольность толкования является гораздо большей угрозой безопасности.
В ответ на иск Ассоциации по защите гражданских прав государство игнорирует причины, приведшие к манифестациям бедуинов, а также тот факт, что оно само отказалось на данный момент от реализации закона Правера, так как в нем были обнаружены многочисленные недочеты. И если действительно существует угроза конфликта между бедуинами и государственными институтами, то она связана с рядом параграфов закона Правера, а также с отказом государства признавать традиционную систему жизни этой группы населения, отказом проводить воду, электричество и другие коммуникации в бедуинские поселки в Негеве, строить там медицинские учреждения. Подобного рода дискриминационная политика вкупе с отношением к целому сектору населения как к вассалам, которые зависят от господской милости, а не как к равноправным гражданам, несет в себе угрозу безопасности государства. Протест против подобной политики не является ни «подрывной», ни «националистической» деятельностью.
Бедуины – не враги государства, их протест легитимен. Против любого насилия государство имеет право бороться, но оно не имеет права превращать ШАБАК в политический инструмент, который используется для «охлаждения» протестных настроений.