Вопрос, вынесенный в заголовок, а также вопрос о том, социализируют ли социальные СМИ людей или же делают нас асоциальными, не могут вызвать однозначные ответы.
Очевидная цель образования — развитие существующих интересов и талантов личности. Важнейшие из них — креативность. Однако не нужно быть большим специалистом, чтобы прийти к выводу о том, что турецкая система образования, основанная на заучивании на память и тестах, создает обратный желаемому эффект.
И также утверждение, согласно которому компьютерные игры развивают креативность, слишком утрировано, как и мнение о том, что социальные СМИ оказывают благоприятное воздействие на социализацию личности. Ведь количество тех, кто отстаивает прямо противоположную точку зрения, гораздо выше.
Именно эти полные ребусов вопросы обсуждались на прошлой неделе в рамках образовательного симпозиума «Spectrum Of Education III», состоявшегося в стамбульском лицее Ayazağa Işık. Главная тема симпозиума, в котором приняли участие 281 педагог из 15 различных стран и регионов, была заявлена как «креативность». В поисках ответа на вопрос «Креативными рождаются или становятся?» затрагивалась и другая проблема: зависит ли креативность от получаемого образования и культуры?
Как развивается креативность?
Приведем некоторые выжимки из итоговой декларации симпозиума.
— В рамках концепции инновационного и креативного образования студенты должны обладать аналитическим мышлением, благодаря чему должна быть обеспечена их адаптация к трансформирующемуся миру.
— Необходима разработка нового проекта концепции образования при принятии во внимание идеи: «Если тому, чему мы учим наших детей сегодня, мы сможем научить так же, как вчера, мы украдем у наших детей завтра!»
— Видение образовательных учреждений должно быть адаптировано к атмосфере, в которой происходит развитие мотивации и творческая фантазия учащихся.
— Чтобы говорить о креативности, необходима такая организация образовательного процесса, при которой у каждого учащегося развивается способность к созданию прогрессивных идей, ориентации на соответствующие источники и исследования.
— Инновации, креативность, научные события и технологии должны быть превращены в важные навыки, приобретенные учащимися в образовательном процессе.
– Каждый учащийся должен обладать такими способностями, которые в нашем столетии представляют собой важнейшие критерии успеха: предвидение, творческое воображение, генерация функциональных идей, ощущение успеха, инстинкт удовлетворения своей любознательности.
Какие навыки должны быть приобретены в результате образовательного процесса?
— Образовательный процесс должен быть ориентирован на комплексное развитие такого целостного множества навыков, как способности к соответствующей области наук, память, внимание, лингвистические, математические способности, навыки публичного выступления, понимание пространственных отношений, изобразительное искусство, навыки физической культуры.
— Для обеспечения возможности развития креативности технологии, которые способны привести к ее уничтожению, должны быть превращены в средство, используемое в жизни в конструктивном направлении.
Какие риски таят в себе современные технологии?
— Риски, которые могут представлять для образования постепенно набирающие популярность цифровые технологии, должны быть нейтрализованы через обеспечение своевременного и пропорционального их применения.
— Концепция обучения в своем классе, дошедшая до наших дней от Аристотеля, неизменна по своей сути, и она должна поддерживаться и развиваться педагогами.
— Необходимо проведение конструктивных исследований, которые будут далеки от подходов на службе у общества потребления.
— Важно, чтобы преподаватели придавали особое значение открытиям учащихся, развитию их способности к генерированию идей с помощью мультимедийных технологий, обеспечению активного участия учащихся в процессе обучения через формулировку проблемных вопросов, обеспечению постоянной концентрации класса с помощью соответствующих комментариев и вопросов, а также принципам и вопросам, которые позволят учащемуся добиться успеха при выполнении учебных заданий.
Уважение к своеобразию!
— Предпринимательство претворяется в жизнь с помощью инновационной бизнес-идеи, правильной бизнес-модели и структуры капитала, и это осуществляется на основе таких способностей, как отсутствие склонности пасовать перед трудностями, воображение, своеобразие, универсальное мышление и смирение.
— Люди могут отличаться тем, что обладают другой точкой зрения, иначе мыслят и при этом способны к адаптации благодаря универсальному мышлению.
— Креативность – это не только увиденное, это уникальная интерпретация увиденного и существующего.
— Креативность связана не только с искусством, она также представляет собой интуитивный процесс и форму избавления от шаблонов; в этой связи необходима разработка мероприятий, которые будут способствовать развитию творческого воображения учащихся.
— Необходимо проведение работы в направлении определения методов, которые позволят признать, что каждому человеку необходимы особые формы обучения; и в рамках межкультурного образования эти методы должны быть обращены ко всем индивидам.
Итак, наша задача — не допустить того, чтобы образование приносило больше вреда, чем пользы!