Прошедшие в воскресенье на Украине выборы, кроме всего прочего, дали стране то, чего у нее не было с 21 февраля: легитимного главу государства. По состоянию на данный момент результаты голосования говорят об убедительной победе бывшего министра экономики и иностранных дел Петра Порошенко над бывшим президентом (так в тексте — прим. перев.) Юлией Тимошенко.
Итак, избрание кондитерского магната Порошенко может послужить хорошим предзнаменованием для Украины, указывая на то, что страна сохранит свою целостность, оставаясь при этом неявно разделенной. В отличие от временного правительства, запятнавшего себя тесными связями с неофашистами самых разных мастей, у Порошенко имеется определенный авторитет по обе стороны великого украинского разлома — на востоке и на западе. Поэтому мы можем надеяться, что он сумеет собрать коалицию, представляющую устремления и чаяния всего украинского народа, а не только тех, кто в феврале вышел на баррикады.
Говорят, что этот тот человек, с которым сможет договориться Путин. Однако само предположение о том, что Порошенко может оказаться приемлемым для Путина человеком, "вздыбило шерсть на загривках" у американских неоконсерваторов. Журнал The American Interest, например, попытался запятнать репутацию Порошенко, напечатав две статьи о якобы имеющихся у него связях с коррумпированным газовым олигархом.
Но в целом Порошенко предстоит длинный путь. Ему надо будет решать непростые и взрывоопасные вопросы, такие, как федерализация, статус русского языка и направленность украинской внешней политики. Ему придется бороться с пророссийскими сепаратистами в Луганске и Донецке, одновременно стараясь улучшить российско-украинские отношения и не настроить при этом против себя прозападное большинство в бывших провинциях Габсбургов.
Это настоящая эквилибристика, из которой он должен выйти достойно. Но если новому правительству удастся остановить начинающуюся гражданскую войну и найти взаимоприемлемое решение вышеуказанных проблем, то администрации Обамы надо будет незамедлительно воспользоваться этой дипломатической передышкой для пересмотра своей новой политики сдерживания России. Такой пересмотр является стратегической необходимостью в свете успешного визита Путина в Китай на прошлой неделе. Поскольку между Россией и Китаем подписано долгосрочное соглашение о поставках природного газа, становится ясно, что Путин, будучи настоящим реалистом, намерен идти на дальнейшее сближение с Пекином в целях создания противовеса тому, что он считает американской гегемонией. Освещая 400-миллиардную газовую сделку, заключенную на саммите в Шанхае, американские средства массовой информации упустили из виду другие, весьма существенные результаты визита. Среди них:
· Соглашение российского Внешэкономбанка с китайским Экспортно-импортным банком о предоставлении кредитной линии на сумму 500 миллионов долларов для финансирования проектов в России;
· Соглашение российской газовой компании НОВАТЭК на поставку в Китай трех миллионов тонн сжиженного природного газа в год в течение 20 лет;
· Соглашение об освоении угольного месторождения в Сибири, оценочная стоимость которого составляет 900 миллиардов долларов.
В свете всего этого администрация Обамы должна попытаться осуществить ограниченную перезагрузку в отношениях с Россией где-то после промежуточных выборов, которые состоятся этой осенью. Такая перезагрузка может включать возобновление деятельности нескольких, но определенно не всех рабочих групп из состава ныне не действующей двусторонней комиссии. Если администрация решит вернуться к вопросу о комиссии, не восстанавливая все 20 рабочих групп (некоторые из них все равно существовали лишь на бумаге и потихоньку умирали), она сможет проработать вопрос о сужении масштабов российско-американского сотрудничества, сведя его к нескольким рабочим группам, и сосредоточиться на борьбе с терроризмом, ядерной безопасности, сотрудничестве в сфере здравоохранения (главное здесь — борьба с инфекционными заболеваниями), торговых отношениях и противодействии распространению наркотиков.
При этом главное внимание следует уделить вопросам, представляющим взаимный интерес, одновременно понижая градус противоречий и сдерживая провокационную риторику, рождающуюся в недрах Белого дома и Госдепартамента. Полезным первым шагом по преодолению разногласий станет отказ от пополнения списка Магнитского. Политика ограниченного взаимодействия, предусматривающая уменьшение количества вопросов в повестке сотрудничества и избегающая чрезмерных надежд на полное примирение и сближение, станет разумным курсом на весь остаток президентского срока Обамы. Пожалуй, администрация в таком случае, наконец, поймет, что нам надо взаимодействовать с той Россией, которая есть, а не с той, какой мы хотим ее видеть.
Джеймс Карден — пишущий редактор The American Conservative. В 2011-2012 годах он работал в Госдепартаменте советником Российско-Американской двусторонней президентской комиссии.