Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Не следовало завоевывать?

© East News / Photononstop/Eric TeissedreИнтерьер собора Святой Софии в Стамбуле
Интерьер собора Святой Софии в Стамбуле
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Глядя на сопротивление, существующее в некоторых кругах в отношении открытия Собора Святой Софии для богослужения, человек не может не задаться вопросом: «Неужели они выступают против завоевания Стамбула?» Ведь кто бы что ни говорил, Стамбул был завоеван и стал принадлежать турецкой нации, исламскому миру. Именно поэтому Айя-Софья обязательно должна стать мечетью.

Глядя на сопротивление, существующее в некоторых кругах в отношении открытия Собора Святой Софии для богослужения, человек не может не задаться вопросом: «Неужели они выступают против завоевания Стамбула?»

Если уж говорить о проблеме превращения Айя-Софии в мечеть, то крах Византийской империи, завоевание Стамбула — гораздо более глубокая проблема, так как превращение собора в мечеть — это результат завоевания Стамбула.

Здесь важен следующий вопрос:

Прекращение существования Айя-Софии в качестве мечети и ее преобразование в музей — это жест в отношении христианско-западного мира? Можно ли толковать это так: «Да, мы взяли Стамбул, но, закрывая Айя-Софию как мечеть, мы стремимся отчасти облегчить вашу душевную боль»? Неужели это позиция: «Мы больше не придаем значения такому символическому действию, как превращение церкви в мечеть»?

Если в превращении Айя-Софии в музей действительно есть такой посыл в адрес Запада, значит есть и другой сигнал — обращенный вовнутрь, к нашему обществу, к тем, кто видит в завоевании Стамбула некий скачок, изменивший эпоху в историческом шествии турецкой нации, а также к исламскому миру, который, возможно, таит в своем сердце те же мысли.

Каков этот посыл?

— После данного решения в вашем сердце, очевидно, возникнет боль от утраты Айя-Софии. Нам тоже не по себе. Но ради нормализации отношений с Западом терпите.

Посыл может быть другим:

— Мы встали на путь европеизации, поэтому такие создающие проблемы в отношениях с Западом узлы, как Айя-София, должны быть устранены. Османская империя и такие институты, как халифат, остались в прошлом. Пусть это признает каждый.

Очевидно, между двумя этими посылами есть существенная разница.

Если в первом доминирует чувство самозащиты, второй демонстрирует надменную позицию. Во втором случае присутствует высокомерное стремление представить Айя-Софию как «задаток» во имя европеизации.

Сегодня те, кто пытается попробовать себя в западном искусстве фехтования в ответ на требования «открыть Айя-Софию», на самом деле охвачены такими настроениями: «Мы завоевали Стамбул, и что произошло? Если бы не завоевали, ничего бы не было». Не думаю, что этот тезис является преувеличением с моей стороны.

Кто бы что ни говорил, Стамбул был завоеван и стал принадлежать турецкой нации, исламскому миру.

Опять же, кто бы что ни говорил, этот факт получил название «завоевание», в котором присутствует духовное исступление от следования курсу, указанному Пророком Мухаммедом, и получения радостных вестей от него.

Кто бы что ни говорил, Айя-София также была превращена в мечеть как символ «завоевания», и на протяжении нескольких веков она существовала именно как мечеть.

Даже когда Османская империя потерпела поражение в Первой мировой войне, Айя-София продолжала быть мечетью. Так было до 1934 года.

Давайте откровенно ответим на следующий вопрос:

До того момента, как Айя-София стала музеем, звучали ли в Турции связанные с этим требования? Сказал ли кто-нибудь во всеуслышание: «Пусть Айя-София будет музеем, она будет служить этой цивилизации, а Запад нас будет любить больше»? Когда сегодня превращение Айя-Софии в музей представляется в качестве «вклада в мировое наследие», продуктом какой беспечности это является?

Увы, предъявление Айя-Софии в виде подарка Западу — это последствия контузии, которой не было у Османской империи даже в момент ее падения.

Вопрос о том, как к этому пришла Турция, требует серьезного анализа.

Когда призывы открыть Айя-Софию для богослужения вызывают такой резонанс в сердцах народных масс, это является отражением духа завоевания, а именно сохранения восторга возвышенности, и представления о том, что решение о создании музея было отклонением от естественного хода исторического развития.

В целом в связи с тем, что происходит в Турции и исламском мире, я хочу сказать следующее.

Нынешние события — это борьба Турции за становление Турцией, как и исламского мира за становление исламским миром.

Да, сто лет назад мы действительно пережили падение, однако, становясь Турцией, исламским миром и сто лет вставая на ноги, мы хотим продолжить наше историческое восхождение.

Айя-София обязательно будет открыта... когда Турция станет Турцией, а исламский мир — исламским миром.

А те, кто считает, что этот регион остался вне истории, видимо, желают сохранения былого угнетения.

Они словно снова создают отряды гуркхов (британские колониальные войска, воевавшие в Первой мировой войне против врагов Великобритании на Ближнем Востоке — прим.пер.).

Но история меняется. Угнетение не может продолжаться. Этого больше не выдержит духовная ткань данного региона.

Рано или поздно Айя-София обязательно будет открыта.