Польско-российский договор о памятниках слишком широк, и его следует изменить, полагают юристы. Под действие договора попадает около 500 объектов: это в основном так называемые «памятники благодарности», а также танки.
«Основной документ, который определяет статус мест, о которых идет речь, – это договор между правительством Польши и правительством Российской Федерации о захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий от 22 февраля 1994 года. Он обязывает обе стороны поддерживать в порядке и охранять могилы, надгробия, памятники и другие мемориальные объекты: польские в России и российские в Польше», – рассказывает секретарь Совета по охране памяти борьбы и мученичества Анджей Кунерт (Andrzej Kunert). «Следует отделить охрану захоронений от памятников и иных мест такого рода», – обращает внимание Войцех Мушинский (Wojciech Muszyński).
Проблема касается в первую очередь мемориальных мест, на которые распространяется охрана такого высокого уровня, что органам местного самоуправления зачастую нелегко их ликвидировать, а при таком желании с их стороны из России начинают звучать голоса возмущения и обвинения в нарушении двустороннего договора.
Документ предусматривал создание «Перечня мест памяти русских/советских защитников отечества, погибших на территории Республики Польша», который был составлен в 1997 году. Опираясь на него, российская сторона требовала охраны каждого перечисленного в нем объекта. Проблема заключалась в том, что в перечень попали все, даже самые незначительные объекты, увековечивающие память советских солдат, так называемые памятники благодарности и даже монументы в виде танков.
Эксперт по международному и европейскому праву профессор Кароль Карский (Karol Karski) отмечает, что в этом виден «эффект русской души»: памятники в России имеют более высокий охранный статус, чем на Западе. «Россияне не придают принципиального значения могилам и кладбищам, на первое место они ставят памятники. Они совершенно иначе культивируют память, чем мы», – обращает внимание профессор Влодзимеж Марчиняк (Włodzimierz Marciniak), член Российско-польской Группы по сложным вопросам.
Официальный перечень был создан на основе материалов, которыми располагает Историко-мемориальный отдел при посольстве России в Варшаве, а также картотеки Совета охраны памяти борьбы и мученичества. Любопытно, что составлен он преимущественно на русском языке.
Во вступительной части можно прочесть, что документ является «перечнем мемориальных мест, связанных с увековечиванием памяти русских/советских защитников отчества, погибших на территории Польши». В нем перечислено 561 мемориальное место, к которым, в первую очередь, относятся памятники: 415 (в основном, «памятники благодарности» или «братства»). Число памятников благодарности изучала недавно Доминика Чарнецка (Dominika Czarnecka). «Таких объектов было у нас возведено определенно более 470, подсчитала историк в ходе недавнего круглого стола в Институте национальной памяти, посвященного сохранившимся монументам времен ПНР. – После 1989 года в отношении памятников благодарности принимались разные решения, примерно 30% (около 150) этих объектов были полностью демонтированы, некоторые были перенесены на кладбища, другие – в музеи. Бывали ситуации, что монументы оставались в публичном пространстве, но были лишены тоталитарной символики – серпа и молота или красной звезды – иногда менялся текст надписи. У более 40 монументов полностью изменили названия и оформление».
Помимо этого, в перечень внесено 77 обелисков, 40 мемориальных досок, а также «23 вида различных образцов боевой техники», в основном, танков. Больше всего такого рода мемориальных мест находится в Поморском регионе и в Силезии, в основном, в крупных городах. Как гласит документ, за их содержание и благоустройство отвечают местные власти, а также Совет по охране памяти борьбы и мученичества. «Таким образом для изменения декора или демонтажа символического объекта Совет, получив запрос от заинтересованного субъекта (чаще всего – органов местного самоуправления), просит российскую сторону высказать свою позицию по этому вопросу», – говорит в своих официальных высказываниях глава Совета Анджей Кунерт. Менее официально, в СМИ, представители организации подчеркивают, что договор следовало бы пересмотреть. «Договоры всегда можно пересмотреть, всегда можно расторгнуть», – подчеркивает Мушинский.
Речь идет о демонтаже многих советских памятных мест, с заявками на который обращаются локальные власти. «С точки зрения договора для демонтажа памятника согласие противоположной стороны не требуется», – указывает Кароль Карский. Однако когда появляются такие заявки, российская сторона либо протестует, либо не высказывает официальной позиции. Совет по охране памяти борьбы и мученичества обычно ждет ответа полгода.
«Из духа закона следует, что существует требование информирования, но нет требования бесконечного ожидания, можно определить срок, который представляется на ответ. Однако позиция противоположной стороны ни чему не обязывает. В отличие от вопроса захоронений, по поводу памятников в договоре обязанность проведения консультаций не записана», – говорит наш собеседник. Карский добавляет, что в договоре есть положение о возможности в случае «крайней необходимости» ликвидировать даже кладбище, памятников это касается тоже. «Памятники можно сносить в одностороннем порядке. Консультации для согласования необходимы только при смене места размещения монумента», – подчеркивает он.