Международная продовольственная выставка World Food Moscow, которая состоялась в российской столице на прошедшей неделе, прошла весьма конструктивно для турецких компаний. После участия в этом мероприятии многие представители продовольственного сектора (от кондитерских изделий до молока и молочных продуктов, от мясной продукции до свежих овощей и фруктов) вернулись в Турцию с переполненными портфелями заказов.
По приглашению председателя Стамбульского союза экспортеров зерновых, бобовых и масличных культур и изделий Зекерии Мете (Zekeriya Mete) мне также довелось побывать на этой выставке и пройтись по стендам турецких производителей. После того, как Россия ввела эмбарго в отношении США и Европы, спрос на турецкие продукты существенно возрос. Все участники выставки были единодушны во мнении: «Мы должны наилучшим образом воспользоваться данной возможностью». Ведь дефицит продуктов, которые Россия приобретала из США и Европы, она намерена восполнить за счет других стран, и Турция — в их числе.
Речь идет о многомиллиардном рынке. Но действительно ли мы осознаем эту возможность?
Частный сектор — с лихвой. Государство, кажется, тоже. И надо отдать должное, министерство экономики, а также министерство продовольствия, сельского хозяйства и животноводства действительно прилагают массу усилий в работе над этим вопросом. Но он упирается в такое множество бюрократических барьеров, что уму непостижимо...
Сектор молока и молочных продуктов устремил свои взоры на Россию. Но почему бы и нет? Отмечается, что импорт России из Европы в этой области был равен 4 миллиардам долларов в год. Почти половину поставляемой молочной продукции составлял сыр. После участия в московской выставке фирмы из Турции получили заказы даже на те молочные продукты, производство которых они ранее не осуществляли. Например, в России наиболее востребован сыр таких сортов, как чеддер, гауда, пармезан, рокко, эдам. Как известно, такие сыры практически не производятся в нашей стране. Сразу по возвращении в Турцию некоторые компании стали создавать новые производственные линии, исходя из полученных ими заказов.
Все, на первый взгляд, выглядит прекрасно, но экспорт молока и молочных продуктов в Россию до сих пор не начался. И неизвестно, когда это произойдет, так как между двумя странами встала проблема «сертификатов здоровья» (документ, демонстрирующий безопасность экспортируемой продукции и получающий одобрение в уполномоченных инстанциях страны, осуществляющей экспорт, и/или страны происхождения вывозимых товаров — прим.пер.). Представители продовольственного сектора продолжают переговоры с министерствами о том, каким будет данный сертификат. Но ответ, с которым они постоянно сталкиваются: «Ждите».
Что касается вопроса о российском рынке, нам, разумеется, нужно действовать без промедления. Ведь проблема эмбарго в отношениях России и ЕС не будет продолжаться вечно. Запреты могут быть отменены по истечении 6 месяцев, 2 лет. Ведь обе стороны нуждаются друг в друге. Проявив активность, мы должны воспользоваться тем, что пока введенные эмбарго действуют, и как можно скорее выйти на российский рынок. Только так мы сможем сохранить свое место на нем даже после того, как запреты отменят.
В Москве я беседовал с Мехметом Серином (Mehmet Serin), директором по экспортным продажам Aynes — одной из трех фирм, которые на первом этапе получили разрешение на экспорт молока и молочных продуктов в Россию. Отметив, что заказы получены на очень серьезную сумму, Серин подчеркнул необходимость наличия сертификатов здоровья, подготавливаемых в Турции: «Говорят, что аналогичная проблема наблюдается в мясном секторе. Без такого сертификата невозможно отправить продукцию заказчику. Поэтому мы просим подождать наших покупателей в России. Ведь чиновники из министерства говорят нам то же самое. Перед нами открывается уникальная возможность, а мы ее упускаем. Что мы должны сделать с нашей стороны — как можно скорее найти выход из создавшегося положения».