В настоящее время издано уже немало книг, посвященных общению в сети. Изменилась реальность, изменилось наше восприятие реальности, мы даже изъясняться начали по-другому. Социальные сети очень сильно повлияли на использование людьми грамматики языка, на саму манеру выражаться, появился своеобразный «язык интернета». И больше ничто уже не будет таким, как прежде. «К тому же, — предупреждает Марино Ниола (Marino Niola) в своей новой работе "#Хештэг", — эпохальные перемены всегда оказывают на язык сильное воздействие, меняются способы построения фраз, у уже существующих слов появляются новые значения, они начинают по-иному описывать реальность. В общем, получается так, что слова во многом сами говорят за нас». Наш мозг перестраивается и начинает соотносить смысл слов, которые слышит или читает, с новыми понятиями и явлениями, которые как раз и влияют на современные способы общения.
В книге «#Хештэг» Марино Ниола, однако, представляет новую точку зрения, согласно которой, многое на самом деле зависит именно от манеры выражаться каждого человека в отдельности. Затем он пишет об определенных группах слов, каждое из которых связано с другими, и вместе им удаётся установить связь, к примеру, между телом и технологией, письмом и коллективной идентичностью.
В настоящее время во многих странах мира наступила эра социальных сетей, новых способов изложения собственных мыслей, подчиняющихся каким-то своим правилам, имеющих свои достоинства, но и таящих в себе неизбежные опасности. Люди пока еще не «усвоили» цифровое общение. Поэтому ему нужно и важно учиться, практиковать, а главное — не забывать о том, что нельзя безоговорочно доверять всем и вся, ведь именно излишняя доверчивость в сети несёт с собой огромные риски. Ниола подчёркивает: «Сегодня мы находимся в самом начале исторического пути развития homo digitalis ("человек цифровой эры"), но я полагаю, что процесс "цивилизации" и регламентации сети — это лишь вопрос времени». Эпохи хештэгов уже не избежать, однако в преддверии каких-либо глобальных изменений правильнее всего было бы провести своеобразный «ликбез», чтобы все оказались готовы к подобным переменам. И «#Хештэг, хроники из государства в сети» страница за страницей помогает своим читателям в полной готовности вступить в этот новый цифровой мир.
La Repubblica: Общение в сети во многом повлияло на способы передачи информации и на используемый при этом язык. Так что же именно произошло?
Марино Ниола: Цифровое общение накладывает отпечаток на нашу манеру изъясняться, меняет её, а вместе с ней, следовательно, эти изменения затрагивают и наши мысли тоже. То же самое происходит в случае любых других типов и видов общения. Потому что в определённой мере средство передачи информации всегда несколько видоизменяет само сообщение. Так было и с рукописями, и с печатью, и со всеми остальными коммуникационными революциями. Когда что-то приобретаешь, ничего не поделаешь — придётся что-то потерять тоже. Важно правильно рассчитать соотношение выгод и затрат. Если мне нельзя выходить за пределы 140 знаков в твиттере, каждая моя запись там неизбежно будет напоминать слоган. Но в реальности дело здесь касается вовсе не той или иной социальной сети. Вопрос стоит о постепенной оцифровке наших мыслей, ведь убирая знаки, мы сокращаем вкладываемый в сообщение смысл. Именно так и получается, что использование той или иной платформы в итоге отражается на том, как мы думаем, как чувствуем, кто мы есть.
— Из Вашей книги можно выбрать несколько ключевых слов, которые могли бы помочь нам понять и объяснить все вышеуказанные изменения. Как бы Вы расположили их по степени важности, начиная с наименее значительного?
— Порядок следующий: #постояннаясвязь, многозадачность, сообщество, любителиselfie, виральность, изображение, тело, здоровье, молодость, безопасность.
— Как извлечь максимальную выгоду из безлимитного доступа в интернет? И как от него защититься?
— Искоренять интернет-неграмотность, пытаться сломить цифровой барьер и, насколько это возможно, учить пользователей ориентироваться во всемирной паутине. Новые технологии предлагают нам огромные возможности за сравнительно небольшую цену. Политическая и культурная проблема такого явления заключается в том, чтобы подобная производительность в конечном итоге не привела к созданию цифрового государства или демократии легковерия, ведь все больше пользователей страдают от синдрома заговора, не доверяют властям и сомневаются в достижениях науки, зато запросто могут поверить первому гуру, который только пообещает сделать их красивыми, молодыми, счастливыми, удачливыми, успешными, подарить им долголетие. Сегодня, как и вчера, одержать победу в битве с обскурантизмом можно благодаря хорошему образованию. Получить его крайне желательно и вполне возможно. Сегодня мы находимся в самом начале исторического пути развития homo digitalis, но я полагаю, что процесс "цивилизации" и регламентации сети — это лишь вопрос времени. Хорошим звоночком в этом отношении стала просьба немецкого министра юстиции Хайко Маас (Heiko Maas), с которой он обратился к компании Google: раскрыть процесс осуществления поиска при помощи своих алгоритмов.