Беспокойство по поводу кризиса на востоке Украины в последние дни усилилось в связи с утверждениями о реальном российском вторжении и предупреждениями НАТО о своей готовности отправить в этот регион силы быстрого реагирования численностью 4000 человек. События продолжают развиваться, и мы задали вопрос о том, что это может означать для России и для ее отношений с соседями. Владимир Путин просто пытается защитить интересы своей страны, или мы сегодня стали свидетелями того, как российский неоимпериализм набирает силу?
Это третья из серии статей, цель которых — рассказать о рисках и горячих точках на европейских границах России. В ней мы остановимся на Финляндии и Норвегии.
Ринна Куллаа
университет Ювяскюля
В народной российской памяти отношения между Россией и Финляндией строятся на основе взаимного уважения с тех пор, как Финляндия в 1917 году получила независимость от своего восточного соседа. Живущие в западных и северных регионах русские в целом благожелательно относятся к чистой окружающей среде и к хорошо организованному обществу своего соседа, видя в этой стране хорошее место для жизни. Такое чувство постоянного (пусть и воображаемого) восхищения придает особую окраску отношениям между двумя странами.
После распада Советского Союза эти отношения остаются стабильными. Причиной тому не только двусторонняя дипломатия, но и российский средний класс, посещающий Финляндию в качестве туристов — хотя в последние годы стагнация в России несколько подорвала такую ситуацию. Общественное финское телевидение ежедневно передает в эфир новости на русском языке. В Финляндии с ее населением в 5,5 миллиона человек проживают более 66 000 русскоязычных людей.
Протяженность российско-финской границы составляет 1300 километров. В 1809 году Финляндия стала автономным Великим княжеством, а в 1917 году - независимым государством. После Второй мировой войны финские президенты Юхо Паасикиви (Juho Paasikivi) и Урхо Кекконен (Urho Kekkonen) разработали внешнюю политику нейтралитета как средство сохранения независимости и пространство для маневра в международных отношениях в эпоху холодной войны.
Это означало ограничение отношений с евроатлантическими институтами рамками экономических соглашений, неприсоединение к военным альянсам и согласие на деятельность коммунистической партии в стране. Такая политика сохранялась вплоть до того момента, когда Советы в 1989 году утратили контроль над Восточной Европой. С 1955 года Финляндия является членом Северного совета и ООН, а с 1995 года — членом ЕС. В НАТО страна не входит, однако в 1994 году Хельсинки присоединился к ее инициативе «Партнерство во имя мира» и активно участвует в операциях альянса.
Финляндия является одной из умеренных стран в составе ЕС, которые стремятся положить конец российскому давлению на Украину методами убеждения и сотрудничества. Она не принимает участия в подстрекательской риторике против Кремля, но одновременно проявляет заинтересованность в будущем Украины. Финляндия демонстрирует готовность вносить свой вклад в общие позиции ЕС относительно санкций, хотя существуют опасения, что это может навредить ее торговле с Россией. В стране прошли острые дебаты по поводу второго раунда санкций ЕС, введенных в сентябре. В итоге лица, ответственные за принятие решений, проявили готовность в случае необходимости поддержать жесткие санкции, однако их главный приоритет состоит в том, чтобы не нанести вреда и способствовать процессу деэскалации.
Дипломатические отношения между Россией и Финляндией таковы, что когда Москве необходимо обсудить международные дела с западной точки зрения, она может говорить с Финляндией. Такая возможность для разговора создавалась годами методами активной дипломатии, и в последнее время в этом активно участвовали долгое время находившаяся на своем посту президент Финляндии Тарья Халонен (Tarja Halonen) (2000-2012 гг.) и министр иностранных дел Эркки Туомиоя (Erkki Tuomioja) (2000-2007 гг., 2011 — н.вр.)
Пол Буварп
Сент-Эндрюсский университет
У Норвегии и России есть общая граница, есть общие интересы и проблемы как у арктических государств. Но Норвегия также является членом НАТО, причем одним из государств-учредителей этой организации, и с 1 октября представитель этой страны станет генеральным секретарем Североатлантического альянса. Оптимальным образом действий в таких сложных взаимоотношениях является строгое разделение двух этих позиций.
Граница между двумя странами не очень протяженная, и составляет она всего 200 километров в малонаселенной тундре на крайнем Севере. Тем не менее, за ней ведется тщательное наблюдение. Один из десяти норвежских военных гарнизонов Хойбуктмоен в основном выполняет задачи по наблюдению за границей и обеспечению контроля над ней. Норвежская военная разведка также придает особое значение слежению за Россией. Разведчиков в этой стране учат всего двум иностранным языкам: арабскому и русскому.
Несмотря на тщательное наблюдение, многолетние традиции и некоторые дипломатические достижения обеспечивают дружественное сосуществование. Кризисы, когда они происходят со всей своей неизбежностью, разрешаются тактично и с огромной осторожностью. Предсказуемые проблемы будущего, такие как эксплуатация ресурсов в районе морской границы, также урегулируются в основном в упреждающем порядке методами справедливой и спокойной дипломатии.
Но за рамками этого регионального добрососедского сотрудничества Норвегия практически неизменно стоит на стороне своих натовских и западных союзников. Так, ее Министерство иностранных дел совместно с НАТО осудило Россию за аннексию Крыма.
Такие различия в подходах к политике добрососедства и к глобальным вопросам в отношении России не могут не вызывать проблем. Вдобавок ко всему нас наверняка ждет усиление напряженности в связи с добычей полезных ископаемых под арктической ледовой шапкой, поскольку в этих широтах столкновение интересов неизбежно. Пока региональное сотрудничество считается взаимовыгодным, однако международные вопросы все чаще мешают этому изящному балансированию на канате.